Календарь «Смены»

опубликовано в номере №536, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

85-летие I Интернационала

Конец 50-х и 60-х годов

XIX века В. и. Ленин оценивает как эпоху «оживления демократических движений». В 1864 году (28 сентября) в Лондоне был основан знаменитый I Интернационал - «Международное товарищество рабочих».

Ленин пишет в известной своей статье 1914 года «Карл Маркс»:

«Маркс был душой этого общества, автором его первого «обращения» и массы резолюций, заявлений, манифестов. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского социализма..., борясь с теориями всех этих сект и школ, Маркс выковывал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах».

В «Учредительном манифесте» и в «Уставе» с исключительной чёткостью были изложены Марксом задачи, пути и историческое значение зарождавшегося Интернационала. Здесь Маркс в основном развивает идеи «Коммунистического манифеста». Анализируя историю рабочего движения 1848 - 1864 годов, гениальный основоположник коммунизма даёт характеристику главных противоречий капитализма, растущей нищеты пролетариата на одном полюсе и возрастающего богатства на другом.

Оценивая конкретные формы рабочего движения, Маркс в «Учредительном манифесте» подводит рабочих к общим выводам, формирующим их сознание как класса, непримиримо враждебного буржуазии, к основным лозунгам борьбы вплоть до лозунгов борьбы за политическую власть. «Уничтожение классов, - говорили Маркс и Энгельс, - вот подлинная тайна пролетарского движения, являющаяся великой целью Международного товарищества рабочих» (Соч. Т. XIII. Ч. 1 - я).

Подчёркивая, что завоевание политической власти «стало великой обязанностью рабочего класса», Маркс вместе с тем указывает, что пролетариат нуждается для достижения своей цели в революционной партии.

Постоянный Центральный совет I Интернационала был избран на Брюссельском конгрессе в 1865 году. К. Маркс был избран членом Совета, работал в нём в качестве секретаря - корреспондента для Англии и позже - для России. В одном из писем Энгельсу в марте 1865 года Маркс пишет, что Международное товарищество отнимает у него невероятно много времени, наряду с работой над «Капиталом», так как «фактически, - пишет Маркс, - я являюсь его руководителем» (Соч. Т. XXIII).

I Интернационал сыграл выдающуюся роль в мировом рабочем движении. В 1919 году, в дни создания Коммунистического Интернационала, В. И. Ленин писал о I Интернационале: «Он незабываем, он вечен в истории борьбы рабочих за своё освобождение...» (Т. XXIV, стр. 194).

Итогом деятельности I Интернационала было установление гегемонии марксизма в рабочем движении, победа его над всевозможными формами мелкобуржуазного социализма и антипролетарскими течениями. По ленинскому определению, историческое значение созданного Марксом I Интернационала состоит в том, что он «заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал» (т. XXIV).

Опыт рабочего движения после Парижской коммуны показал, что Интернационал в прежней своей форме долее существовать не может. На очереди стояла задача создания массовых политических партий пролетариата в каждой стране. После раскола Интернационала бакунистами деятельность его в Европе стала невозможной. В 1876 году Г Интернационал, сыгравший свою историческую роль, прекратил своё существование.

Выдающийся писатель Украины

«Большого человека потеряла Украина, долго и хорошо будет она помнить его добрую работу», - писал Алексей Максимович Горький по поводу смерти М. Коцюбинского в апреле 1913 года.

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864 года. Его произведения занимают в украинской литературе выдающееся место. Творчество Коцюбинского посвящено жизни и борьбе украинского народа. В своей лучшей повести «Fata Morgana» (законченной в 1910 году), он отразил революцию 1905 года, борьбу украинских крестьян за землю, за право на труд. Действующие лица не вымышлены, а взяты писателем из жизни. В феврале 1910 года Коцюбинский выехал в уездный город Конотоп, чтобы присутствовать при разборе дела о самосуде, учинённом богатыми крестьянами осенью 1905 года над бедняками, требовавшими раздела земли. Кулаки жестоко расправились с пятнадцатью руководителями крестьянского восстания. Убийцы не были наказаны. Повесть «Fata Morgana» заканчивается описанием зверского убийства кулаками восставших крестьян - активистов в одном из сёл Черниговщины.

В этой повести с наибольшей силой проявилась идейно - художественная близость Коцюбинского к А. М. Горькому, с именем которого связано всё лучшее и прогрессивное в истории литературы нашей страны. Горький внимательно относился к Коцюбинскому, чутко следил за его творчеством. Дружба с Горьким способствовала художественному росту украинского писателя, приблизила его к революционным кругам русской литературы. В своих произведениях Коцюбинский остро показывает «неустройства жизни», разоблачает самодержавие и его слуг. Рассказы «Персона грата», «Он идёт», «Интермеццо» и другие показывают полное разложение общественного строя царской России.

Творчество украинского писателя Коцюбинского было направлено на борьбу с самодержавием и способствовало развитию революционного самосознания украинского народа.

Рымникская победа

В числе блистательных побед великого русского полководца Александра Суворова сражение при Рымнике 28 сентября 1789 года занимает важное место.

Русские в то время воевали против турок, в союзе с Австрией. Только что прогремела по всей России громкая слава победы Суворова под Фокшанами. Полководец Суворов стал грозой для турецкой армии. Одно его имя вселяло страх противнику. Под его руководством стали побеждать даже австрийцы, потерпевшие перед тем ряд поражений. Суворов увлекал их инертные силы за собой и делал их безвольную массу послушным орудием для выполнения своих планов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нюша

Из повести «Ясный берег»