Календарь «Смены»

опубликовано в номере №539, ноябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Планетарию подвластны время и пространство. Здесь сутки проходят за одну минуту.

Нажата кнопка пульта - и, словно сказочная машина времени, аппарат переносит слушателей на много веков вперёд. Теперь они видят расположение неба, каким оно будет через сотни лет. Ускорено движение неба. Звёздный шатёр переместился к западу. На месте осталась только Полярная звезда. Но прошла минута - и нет уже ни Полярной звезды, ни Большой Медведицы. Широко раскинулось над головой южное небо с его созвездиями...

Планетарий раскрывает перед слушателями «тайны» Вселенной. Многое, представлявшееся ранее смутным, становится здесь простым и понятным. Зрители видят солнечные и лунные затмения, полярные сияния, движение комет и полёт метеоров. Перед зрителями извергаются вулканы, совершаются землетрясения. Пересекают небо метеориты. Сколько чудесных явлений показывает и объясняет Московский планетарий!

При Планетарии создана астрономическая площадка с солнечными установками, огромными вращающимися глобусами, телескопами, обсерваторией, метеостанцией. Оборудована замечательная физическая аудитория. Здесь учёные читают лекции с показом физических опытов, демонстрируют светящиеся ткани, люминофорные картины, научные кинофильмы. Тысячи школьников слушают в Малом зале учебные лекции по физике. Здесь занимаются астрономические кружки Планетария. Только за 1948 - 1949 годы в Малой аудитории на лекциях побывало 148 776 школьников, для которых было прочитано 2096 лекций. Свыше 3 тысяч научно - популярных лекций за последние два года прочитано лекторами Планетария на предприятиях и в клубах Москвы.

Научными работниками и механиками Планетария созданы новые аппараты: мерцания звёзд, облаков, полярных сияний, комет и метеоров, солнечных и лунных затмений, рассвета над Москвой и т. д. В мастерских Планетария сконструировано и изготовлено 26 аппаратов - малых планетариев - для Горького, Ярославля, Саратова, Барнаула, Баку, Тбилиси, для Казахстана, Сахалина.

Московский планетарий - очаг пропаганды передовых астрономических знаний, пропаганды советского патриотизма, показа передовой роли советских учёных, разоблачающих реакционные, идеалистические бредни о «непознаваемости» мира, о его «сверхъестественности»...

Двадцать лет работает Планетарий нашей столицы. Он был открыт 5 ноября 1929 года. За это время около 13 миллионов людей побывало в нём. Свыше 30 тысяч лекций прочитано здесь по различным вопросам строения и развития Вселенной...

По своему оснащению и оборудованию, по размаху своей работы и идеологической направленности Московский планетарий не имеет себе равных в мире.

Гордость русской музыки

Сто пятнадцать лет назад, 12 ноября 1834 года, родился выдающийся русский композитор Александр Порфирьевич Бородин. Среди имен наших великих композиторов есть немного таких, которые могли бы сравниться с именем Бородина.

Консерваторского, «академического» музыкального образования У Бородина не было. Страстно любя музыку, он начал заниматься ею с детских лет.

Поклонник и последователь Глинки, он среди его преемников по праву может быть назван наряду с Мусоргским наиболее русским художником, совершенно и навсегда свободным от каких - либо западных влияний. Напротив, он сам оказал значительное влияние на западную музыку. Естественно и органично, поэтому его вхождение в плеяду «могучей кучки» и непрерывавшаяся творческая и дружеская связь с Балакиревым, Мусоргским, Римским - Корсаковым и Стасовым, высоко ценившими огромный и самобытный талант Бородина.

Отвлекаемый своей разносторонней деятельностью, Бородин работал медленно. Семь лет он создавал свою Вторую, «Богатырскую», симфонию, шедевр русского симфонизма. Исполнение Второй симфонии принесло Бородину всеобщее признание и известность. Начиная с 1867 года Бородин сочиняет романсы. Большая часть их - «Море», «Песня тёмного леса», «Морская царевна», «Спящая княжна», «Для берегов отчизны дальней» - и до наших дней наряду с романсами Чайковского и Римского - Корсакова остаются любимыми музыкальными произведениями.

В 1869 году композитор начинает затянувшуюся на 18 лет работу над оперой «Князь Игорь». Внезапная смерть Бородина в феврале 1887 года прервала эту работу. Оперу закончили по оставшимся авторским эскизам Глазунов и Римский - Корсаков.

«Князь Игорь» - один из величайших памятников русского оперного искусства, произведение истинно народное, национальное и в то же время поднимающее национальное до вершин общечеловеческого, понятного всем народам и странам. Опера была впервые поставлена в Петербурге в 1890 году. С тех пор она уже не сходит с русской сцены. И наш советский слушатель, чуткий и взыскательный, любит и высоко ценит это выдающееся творение.

Количественно творческое наследие Бородина невелико: две законченные симфонии и фрагменты третьей, незавершённой, два струнных квартета, романсы... Но если бы даже, кроме «Князя Игоря», Бородин не создал ничего более, слава его как одного из величайших композиторов была бы всё равно бессмертна. Творчество Бородина оказывает и будет оказывать огромное влияние на развитие советской музыкальной культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сингапур - Визагапатам

Рассказ моряков дальнего плавания