Календарь «Смены»

опубликовано в номере №529, июнь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Славный юбилей

Исполнилось 20 лет историческому декрету Совета труда и обороны о создании машинно - тракторных станций.

В день 12 - й годовщины Октября, в тот самый год, когда в советской деревне произошел «великий перелом», товарищ Сталин писал в «Правде»:

«Мы идём на всех парах по пути индустриализации - к социализму, оставляя позади нашу вековую «рассейскую» отсталость. Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации. И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, - пусть попробуют догонять нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей «цивилизацией».

Мы ещё посмотрим, какие из стран можно будет тогда «определить» в отсталые и какие в передовые».

Наша партия проводила сталинскую политику индустриализации, ломая бешеное сопротивление троцкистско - бухаринских мерзавцев. Они провокаторски толкали рабочий класс на путь «ситцевой смычки» с крестьянством, пытаясь сорвать социалистическое строительство в СССР.

Но большевики оставались верными ленинизму. Они помнили завещание Ленина о том, что «тот общественный строй, который мы должны поддерживать сверх обычного, есть строй кооперативный». Они помнили вещие слова Ленина: «Если бы мы могли дать завтра 100 тыс. первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это - фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «я за коммунию» (т. е. за коммунизм)». То, что было фантазией в 1919 году, когда Ильич произносил на VIII съезде РКП(б) эти слова, становилось реальной действительностью в 1929 году благодаря победе ленинско - сталинской генеральной линии нашей партии. Партия планировала иметь к весне 1930 года 60 тысяч тракторов, через год после этого - свыше 100 тысяч тракторов, а спустя ещё два года - более 250 тысяч тракторов.

Созданные по инициативе нашего вождя товарища И. В. Сталина государственные машинно - тракторные станции в деревне стали могучим рычагом социалистического переустройства сельского хозяйства. Уже к 1938 году в СССР насчитывалось 6350 МТС, в которых было 394 тысячи тракторов, 127,2 тысячи комбайнов, 74,6 тысячи грузовых автомобилей и т. д. Становилась реальностью сталинская мечта - посадить СССР на автомобиль, а мужика - на трактор!

Известно, какой огромный ущерб нанесли нашему сельскому хозяйству, в том числе МТС, немецкие фашисты. Они вывели из строя громадный парк сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей. Однако исключительными заботами партии, товарища Сталина парк МТС растёт теперь невиданными ранее темпами. Только в истекшем году сельское хозяйство получило от государства в три раза больше тракторов, в два раза больше автомобилей, в два раза больше сельхозмашин, чем в довоенном 1940 году. Советское государство проводит всё новые и новые мероприятия, чтобы всячески поднять техническую базу сельского хозяйства, облегчить труд колхозников и повысить производительность их труда. Одним из таких крупнейших новых мероприятий является организация мощной сети лесопосадочных станций, которые окажут огромную помощь крестьянству в реализации грандиозного сталинского плана преобразования природы.

Именно в результате постоянного внимания партии и государства к техническому оснащению сельского хозяйства, к выращиванию кадров технически грамотных людей на селе, к укреплению работы МТС наша страна сумела за короткий срок после тяжёлой войны успешно справиться с зерновой проблемой и теперь с большим размахом решать проблемы животноводства.

Родоначальник русской музыки

Отец Михаила Ивановича Глинки, капитан в отставке, был далёк от мысли сделать своего сына музыкантом: профессия эта считалась недостойной дворянского звания. В 13 лет Глинку отправили учиться в Петербург в Благородный пансион. Но сам маленький Глинка ни о чём не хотел думать, как только о музыке. С музыкой он познакомился в имении своего дяди, державшего домашний оркестр из крепостных крестьян, и с тех пор полюбил её всей душой. В пансионе он учился игре на фортепиано, на скрипке, а больше всего увлекался оркестром, композицией.

В Петербурге Глинка поступил в канцелярию министерства путей сообщения. Начальство весьма неодобрительно относилось к его увлечению музыкой и настойчиво требовало от него бросить это «пустое занятие». Но Глинка ещё усерднее брался за композицию. В течение нескольких лет он создал целый ряд романсов в народном стиле.

В 1834 году по совету В. А. Жуковского Глинка стал работать над патриотической оперой «Иван Сусанин». Николай I переименовал её в «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Характерно, что на афише имя творца оперы - М. И. Глинки - отсутствовало; указано было только имя барона Розена, сочинителя бездарного текста к гениальной музыке.

«Высшим кругам» музыка оперы не понравилась: они говорили, что она «кучерская», на что Глинка ответил: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по - моему, дельнее господ».

Следующим крупнейшим творением Глинки была опера «Руслан и Людмила» по мотивам сказки Пушкина. Здесь гений композитора достиг своего апогея.

Поздней осенью 1842 года в Петербургском Большом театре состоялась премьера новой оперы. На премьеру пришла вся петербургская знать. Партер блистал роскошными туалетами и золотом мундиров. В пышно разукрашенной царской ложе восседал со своим семейством сам император Николай I.

Первый акт вызвал лишь жидкие аплодисменты - неистово рукоплескал один лишь раёк. Последующие акты прошли с ещё меньшим успехом. Задолго до конца уехала из театра царская фамилия. Демонстративно стали покидать места придворные. Занавес упал. Из - за сцены и оркестра раздались свистки, шиканье..

Неудача оперы глубоко потрясла гениального композитора. С горечью сказал Глинка своей сестре: «Поймут твоего Мишу, когда его не будет, а «Руслана» - через столетие».

Слова его оказались пророческими. Великосветскую публику шокировала глубокая народность глинковской музыки. Титулованные «ценители» считали её «плебейской» и требовали привычной, итальянской музыки. Многочисленные враги Глинки всячески травили его.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены