Календарь «Смены»

опубликовано в номере №527, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Май

Коммунистические субботники

7

Книги, журналы, газеты... Сотни тысяч страниц исписали и исписывают буржуазные писаки, превознося «необыкновенные» прелести капиталистического строя, якобы единственного, могущего дать возможность человеку проявить свои способности.

Но всегда они умышленно забывают сказать о том, что инициатива и почин одиночек в условиях капиталистического строя проявляются на фоне подавления предприимчивости и энергии огромного большинства народа. Отмечая это в своей статье «Как организовать соревнование?», написанной вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции, Владимир Ильич Ленин подчеркнул: «Социализм не только не угашает соревнования, а напротив, впервые создаёт возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами».

В результате победы Октября впервые в истории человечества труд стал свободным творчеством миллионов трудящихся. Одним из фактов проявления всеобщего народного энтузиазма явились коммунистические субботники.

7 мая 1919 года общее собрание коммунистов Московско-Казанской железной дороги приняло единогласно решение каждую субботу бесплатно работать шесть дополнительных часов по разгрузке вагонов и уборке станционной территории.

Вскоре в «Правде» была напечатана статья «Работа по-революционному», в которой сообщалось о замечательном почине рабочих и о результатах их труда в первый же коммунистический субботник. «В субботу, 10 мая, - читаем мы в газете, - в 6 часов вечера, как солдаты, явились коммунисты и сочувствующие на работу, построились в ряды и без толкотни были разведены мастерами по местам. Результаты работы по-революционному налицо... общая стоимость работы по нормальной оплате 5 тыс. рублей, сверхурочной в полтора раза больше...

... Интенсивность труда по нагрузке выше обыкновенных рабочих на 270 процентов».

Меньше чем через месяц в «Правде» стали появляться короткие заметки о том, что коммунистические субботники начали проводиться и в других городах и на многих железных дорогах.

В. И. Ленин чрезвычайно высоко оценил значение коммунистических субботников. Он видел в них начало переворота более трудного, но и более решающего, чем даже победа над буржуазией, «ибо это - победа над собственной косностью, распущенностью, мелко-буржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил рабочему и крестьянину». Коммунистическим субботникам посвятил В. И. Ленин свою статью «Великий почин». В ней великий гений революции писал: «Коммунистические субботники именно потому имеют громадное историческое значение, что показывают нам сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни».

Со времени первых коммунистических субботников прошло тридцать лет. За эти годы у нас вырос и воспитался совершенно новый тип рабочего, тип стахановца, духовный облик которого ярче всего раскрывается в его отношении к труду. Труд для советского человека стал священным долгом и первейшей обязанностью перед Родиной, о чём говорит с каждым днём ширящееся социалистическое соревнование.

Коммунистические субботники были замечательной школой, в которой рабочий класс Страны Советов учился коммунистическим методам труда.

Исследователь комет

14

И «Каждый раз, когда из бездонной глубины звёздного свода спустится к нам небесная странница, огромный круг людей будет повторять имя Бредихина». Эти слова сказал профессор В. К. Цераский о выдающемся русском астрономе Фёдоре Александровиче Бредихине, прославившемся своими исследованиями «небесных странниц» - комет.

С именем Бредихина связана коренная реорганизация работ русских обсерваторий, особенно Московской и Пулковской. В 1873 году Фёдор Александрович был назначен директором Московской обсерватории. Прежде всего, он пополнил обсерваторию новейшим оборудованием, позволившим вести регулярные спектральные наблюдения Солнца и фотографировать его. Здесь под руководством Бредихина изучались спектры комет и туманностей, зарисовывались поверхности Юпитера и Марса. Проводя многочисленные астрофизические наблюдения, Бредихин усиленно занимался исследованием комет.

В 1876 году Бредихин на основании многолетних наблюдений выдвинул свою теорию, позволяющую все кометные хвосты разбить на три группы. В чудесных фантастических хвостах комет, некогда вызывавших ужас у людей, наблюдавших на ночном небе страшные «хвостатые» светила, Фёдор Александрович разглядел очень простые механические явления.

Работы Бредихина быстро получили всеобщее признание и принесли ему мировую славу. Его теория о происхождении падающих звёзд является поразительным примером проникновения учёного в сложнейшие явления «небесной механики».

В 1890 году Фёдора Александровича избрали членом Академии наук. В этом же году он был назначен директором Пулковской обсерватории. Здесь Ф. А. Бредихин добился, чтобы эта обсерватория пополнялась молодыми русскими учёными, а не иностранцами, как это велось с давних пор.

А. А. Белопольский, прославленный астроном нашей страны, характеризуя пулковский период работы Ф. А. Бредихина, писал: «Как истинно русский человек, он с замечательною для своего времени энергией, можно сказать против течения, отстаивал научное национальное самосознание; он его всячески старался внушить своим ближайшим ученикам; насколько он был скромен и требовал разумной научной скромности от своих учеников, настолько же он был врагом несправедливого унижения перед Западом в русских людях».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены