Календарь Смены

опубликовано в номере №480, май 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Составление проекта подобной машины в тогдашних условиях было титаническим трудом. Ещё сложнее Выло убедить начальство в необходимости постройки машины. Канцелярия Колывано - Воскресенских заводов помещалась в Барнауле, где всем заправлял генерал Порошин - начальник заводов. Ползунов, уже прославленный механик, однако, сумел убедить этого жёсткого человека и карьериста, что «огнедействующая машина» имеет огромные преимущества по сравнению с водяными колёсами. Для постройки водяного колеса требовалось в первую очередь перегородить реку плотиной, а это обычно обходилось во много раз дороже постройки завода со всем его оборудованием. «Огнедействующая машина» стоила дешевле, и её можно было переносить в любое место. Порошин одобрил проект Ползунова, но окончательное разрешение на постройку «огнедействующей машины» никто не хотел дать: а вдруг драгоценные металлы, добытые с её помощью, почему - либо не буду! удовлетворять Петербург? И запрос со всеми проектами поплёлся на лошадях с Алтая в Петербург. По счастью, проект гениального изобретателя попал в руки человека, разбиравшегося в горном деле, и Ползунова похвалили в Петербурге: «Он, шихтмейстер, так похвалы достойного хитростью оную машину умел переделать и изобразить, что сей его вымысел за новое изобретение почесть должно».

Началось осуществление «вымысла» Ползунова в январе 1764 года. Его изобретение получило название «машины большого корпуса», и её постройка в барнаульских мастерских была настоящим научным и техническим подвигом замечательного русского техника. Худой, сгорбленный, уже насмерть отравленный ядовитыми испарениями, 34 - летний Ползунов сам распоряжался всеми работами, преодолевал все затруднения. Он становился у наковален, у верстаков плотников, у печей литейщиков - бил молотом по заготовке, лил медные детали...

Машина Ползунова едва - едва входила в пятиэтажное здание. Диаметр её круглого, как шар, парового котла превышал два метра, а высота цилиндров была три метра. Цилиндров у машины Ползунова было два, а не один, как всегда, - колоссальное техническое новшество в тогдашнем машиностроении. Эти два цилиндра позволяли машине действовать непрерывно благодаря встречному движению поршней. Ползунов на два десятка лет опередил Уатта, создав первую в мире машину, работавшую при помощи пара и служившую не для подъёма воды, а для целей привода в действие огромных воздуходувных мехов, которые должны были одновременно подавать воздух в 10 плавильных печей.

- Постройка грандиозной машины, создание которой вдохновило и увлекло всех её строителей - от юных «механических учеников» вплоть до седых стариков, всю жизнь отдавших добыванию сокровищ Алтая, - приближалась к концу. Но чем внушительней становилась машина, тем слабее делался её творец, словно эта металлическая громада высасывала из него последние силы. Не раз без чувств падал на руки своих помощников Ползунов. А потом, придя в себя, изобретатель с юношеской живостью торопил рабочих, заканчивавших последние приготовления к пуску, щупал каждую деталь, проверял качество обработки.

Ползунову не суждено было увидеть пуска первой в мире паровой машины, непосредственно приводившей в движение заводские агрегаты. Скоротечная чахотка, результат отравления ещё в детстве ядовитыми парами на заводах, выпускавших чудесные сверкающие металлы, убила И. И. Ползунова 27 мая 1766 года.

Но И. И. Ползунов не был одинок. В России всегда были талантливые мастера и гениальные техники, опережавшие строителей машин заграницей. К ним относится один из ближайших друзей Ползунова, его школьный товарищ - К. Фролов. Когда Ползунов умер, а его грандиозное создание высилось как мёртвый памятник своему создателю, Фролов счёл долгом чести пустить машину. Он добился этого. 7 августа 1766 года она вступила в эксплуатацию. За краткое существование «огнедействующая машина» Ползунова дала около 12 тысяч рублей прибыли золотом, хотя работала лишь на одну треть своей мощности, огромной по тем временам, - 40 лошадиных сил! Машина остановилась из - за случайной поломки, и враги всяких новшеств, торжествуя, сдали чудесное сооружение на слом.

В наши дни молодежь идёт к вершине знаний широкой, светлой дорогой. Но память о замечательном русском изобретателе, преодолевшем столько трудностей на пути в осуществлению своей мечты, должна и теперь вдохновлять тружеников науки и техники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере 2021 года читайте о сокровенных дневниках Михаила Пришвина, которые тайно вел на протяжении полувека, жизни реального Ивана Поддубного,  весьма отличавшегося  от растиражированного образа, о судьбе и творчестве Фредерико Феллини, об уникальном острове Врангеля, о братьях Загоскиных – писателе и флотском лейтенанте, почти забытых в наше время, новый детектив Анны и Сергея Литвиновых Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать…» и многое другое.



Виджет Архива Смены