Какая мебель нам нужна

Игн Хвойник| опубликовано в номере №237-238, январь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Количественная недостаточность продукции нашей мебельной промышленности в части оборудования рабочих жилищ и - общежитий тягчайшим образом отражается на проблеме реконструкции мебели, отодвигая практически на какой - то дальний план моменты художественно - конструктивного качества: заботы о простых, кухонного типа табуретках в этих условиях резкого несоответствия производства и спроса временно приобретают остроту первоочередной важности, сводя всю проблему художественно - технического обновления обстановки к удовлетворению примитивнейших насущных нужд.

В части задач, выдвигаемых потребностями новых форм общественного быта (как например рабочие клубы, дома культуры, общественные столовые, детские ясли), острота мебельной проблемы усугубляется тем обстоятельством, что здесь не существует даже тех традиций, на которые можно было бы опереться хотя бы в порядке некритического усвоения наследства в условиях неотложной нужды. Качественное своеобразие этих новых бытовых комплексов в большинстве случаев (как например рабочий клуб) не имеет своего предшественника в предреволюционных общественных отношениях и и практике капиталистического общества. Создание подходящих типов и форм мебели для этого сектора - задача столь же сложная, ответственная и трудная, сколь и непривычная для всей прошлой практики нашей мебельной промышленности. Массовый характер этих новых бытовых комплексов, их четкая пролетарско - классовая природа, резко отличающаяся по содержанию своих функций от мест общественного быта капиталистического типа, требуют углубленной творческой проработки мебельных конструкций в теснейшей связи с архитектурным планированием и всем материальным оборудованием этих помещений. На сегодняшний день эта задача все еще перерастает возможности и границы нашей художественно - промышленной практики. Не приходится поэтому удивляться, что за исключением. оборудования мест в зрительных залах центральные клубов (воспроизводящих, к слову сказать, обычную театральную мебель) обстановка их многообразных помещений отмечена печатью аскетической сухости, художественной пестроты и откровенно никчемных суррогатов. Комнаты отдыха даже в новых крупнейших клубах, тщательно спроектированных и обошедшихся в сотни тысяч рублей, сплошь да рядом обставляются мебелью конторского типа (как ни пример в клубе текстилей в Москве) либо, что еще хуже, наполняются сомнительной роскошью сборной обстановки уцелев - шей от былых купеческих мягких гарнитуров, вперемежку с простыми венскими стульями, ампирными тумбами, медвежьими шкурами, искусственными пальмами и прочим очарованием мещанского воображения.

Непригодность старых форм и образцов мебели для материальной организации изменившегося уклада жизни, равно как и возникновение новых культурных форм коллективного быта, ста - вящих совершенно новые конструктивно - творческие задачи, неоднократно привлекали к себе внимание руководителей мебельной промышленности, жилищно - строительных объединений, архитекторов и художников - конструкторов. Вопрос реконструкции мебели неоднократно ставился н обсуждался в том или ином объеме и с технически - утилитарной и с художественной стороны. Предпринимались и предпринимаются кое - какие практические шаги для осуществления мероприятий, диктуемых важностью и остротой мебельной проблемы. Но в общем на сегодняшний день все эти попытки не выходят за пределы лабораторных начинаний, в большинстве своем дискуссионных по характеру избираемых путей и намечаемых решений.

Рассматривая те робкие попытки, которые предпринимались у нас в деле создания новых типов и форм, ПРИХОДИТСЯ прежде всего указать, что намечаемые решения заставляют особенно заострить внимание на двух принципиальной важности вопросах, недоучет или игнорирование которых ставят под сомнение правильность самого подхода к проблеме реконструкции мебели. Это: 1) вопрос о качестве формы, о художественной стороне мебельной ПРОДУКЦИИ и 2) вопрос о связи мебели с архитектурой и с характером всего бытового комплекса помещения, для которого эта мебель предназначается.

Недооценка или явно небрежный подход к вопросу художественного качества мебели довольно наглядно обнаружили себя как в практических опытах, которые имели место в нашей мебельной промышленности, так и в чисто лабораторных проектах, которые выдвигались и пропагандировались нашими художниками - производственниками. Те образцы, которые были выпущены мебельными трестами и артельными объединениями, а также экспонаты, которые фигурировали от них в качестве мебели для «рабочих жилищ» на выставке Центрожилстроя в Москве, показывают, что вопрос художественного качества трактовался как некоторый «привесок» к технически - прикладной и экономической стороне проблемы. Практически задача создания массовых форм мебели для рабочего потребителя в целом здесь пошла по пути полного пренебрежения к вопросам художественного порядка, которые были принесены в жертву соображениям дешевизны в первую очередь. Массовая рабочая мебель в этих новых типах пред - стала просто как сильно потускневший и обшарпанный вариант обычной мебели, отражая всем своим обликом предельное снижение художественных качеств старых форм. А в той мере, в которой коммерчески - сбытовые соображения требовали учитывать какой - то минимум эстетических запросов, «новые» образцы и типы откровенно свидетельствовали о живучести частью дворянских, частью купечески - мещанских стилевых традиций и в первую очередь «модерна». В приемах и методах «эстетизации» этих типов мебели не только сохранился прикладнический подход К вопросам художественного качества, но и общая линия этого прикладничества обнаружила иное традиционное содержание, чуждое всему строю мыслей и чувств пролетариата. Никаких новых путей эти проекты не намечают.

В таком направлении поисков новых типов мебели важность культурной стороны вопроса по-видимому недостаточно еще осознана, да и само представление о художественном качестве мебели зачастую понимается неправильно. Вопрос отнюдь не сводится к обязательной обработке мебельных конструкций декоративной резьбой, орнаментом, растительным или звериным, к нанизыванию на них украшений из металла и стекла и вообще к нагрузке вещи всякими нарядами сюжетного или бес - сюжетного характера. Вся эта, «роскошь риз», имеющая свои корни в социальном неравенстве, в тщеславном демонстрировании внешнего превосходства, является фактором художественного порядка в весьма условном, вернее исторически ограниченном смысле.

Вопрос сводится к созданию такой общественно осмысленной формы, в которой утилитарная целесообразность органически сочеталась бы с высокими формальными качествами, отвечающими идейному содержанию данного бытового комплекса. Применительно к таким помещениям, как рабочий клуб, важность этого требования художественного качества по - видимому усваивается легче, но лишь в силу того, что общественно - политическая и культурная функции клубного помещения выступают нагляднее и четче. Но принципиально роль этого художественного момента не менее значительна в любом другом бытовом комплексе, в том числе и в обстановке рабочей квартиры. Все различие сводится лишь к дифференциации - решения одной большой культурной проблемы в зависимости от характера и своеобразия задач того или иного помещения (жилье, общественная столовая и т. д.).

Решительным отходом от старых стилевых традиций и разрывом с навыками прикладничества характеризуются те искания новых чипов мебели, которые, не получив у нас еще промышленного применения, являются преобладающими в лабораторно - творческой практике наших художников - производственников левого фланга. С формальной стороны образцы этой мебели носят ярко выраженный «конструктивистский» характер и в целом намечают тот путь обновления мебельных форм, который совпадает со стилем новой архитектуры и с наибольшей четкостью и законченностью проявился в Германии, в частности в практике работы германского художественно - индустриального вуза «Баухауз». У нас эти конструктивистские тенденции в область мебели связаны с работой бывшего Вхутеина, индустриальные факультеты которого (а частности «Дермет») в противоположность Строгановскому училищу в основном ориентировались на передовые достижения Запада, а в общей своей стилевой линии во многом соприкасались с направлением немецкого «Баухауза».

Характерными чертами этого нового стиля мебели являются предельная обнаженность конструктивной целесообразности, подчинение всех соображений художественного порядка технически - бытовой функции вещи, устранение из формы предмета всяких элементов, но вытекающих из его «функциональных» свойств, причем сама эта функциональность понимается вообще как техническая функциональность, последовательно выраженная и в характере используемого материала, и в технике его обработки, и в наглядном рационализме композиции формы.

В наших условиях конструктивистская мебель не получила еще ни своей бытовой проверки, ни испытания в промышленной выработке. Но в практике западных стран и в частности в Германии этот новый стиль мебели довольно быстро вытесняет прежние формы, широко внедряясь в быт вместе с развитием конструктивистской архитектуры. При всем техническом рационализме и всей отвлеченности своих форм эта мебель имеет свою довольно ярко выраженную эстетику, фетишизируя обаяние западной индустриальной техники, под - ражая геометрически ясным формам усовершенствованных машин и аппаратов, воспроизводя холодный блеск и сверкающую зеркальность их тщательной полировки. Сама замена дерева металлом, полированными стальными трубками чрезвычайно характерна для стиля этой мебели эпохи империалистической сверхиндустриальной техники.

Заимствуя принципы проектирования конструктивистской мебели, наши художники - производственники конечно но исходили из эстетических особенностей этого стиля. Убедительность и ясность конструкции, максимальная целесообразность формы, выводимой из назначения вещи, ее компактность и легкость, соединенная с крепостью, «гигиеничность гладких поверхностей и сквозных рам, не вытесняющих воздуха, пригодность для массового заводского производства и наконец последовательная отрешенность этих конструкций от всякого стилизаторства - все это подкупающие стороны новых типов мебели, которые могут и должны быть использованы (с соответствующими, впрочем, поправками) в дело реконструкции пашей мебели. Но вместе с заимствованием этих подкупающих сторон объективно обозначилась и вся неприемлемость сугубой «функциональности» как явно одностороннего подхода к задаче, содержание которой никак не исчерпывается голой техникой. Исключительная ориентировка на эту технику не столь - ко устраняет вопрос о художественных достоинствах мебели, сколько является, как указано, попутным утверждением определенной стилевой линии, характерной для идеологии социальных верхов капиталистического Запада. Техническая отвлеченность несомых им форм не решает проблемы художественного качества, вернее решает ее в направлении, игнорирующем потребности социалистической бытовой культуры.

Среди попыток обновления мебельных форм особое место занимают те образцы, которые вызваны соображениями ограниченного пространства помещений, кризисом жилплощади и стремлением по возможности сэкономить место путем «уплотнения» самой мебели. Эту тенденцию воплощают в себе так называемые комбинаты (комбинированная мебель), представляющие собою соединение двух или более мебельных элементов в одной конструкции (см. рис). Трансформация одного предмета в другой и наоборот, смотря по нужде в нем в данный момент, совершается путем выдвигания скрытых частей, опрокидывания спинок и т. д. В наших условиях, несмотря на попытки фабричного производства комбинатов и тесноту помещений, комбинированная мебель но получила сколько - нибудь заметного распространения в силу разных причин, из которых не последнее место занимает ее относительная дороговизна. При всем остроумии некоторых конструкций комбинированной мебели, заслуживающих внимания, роль их в разрешении мебельной проблемы имеет весьма ограниченное, второстепенное значение.

Самой слабой стороной рассмотренных методов реконструкции мебельных типов помимо отмеченных недочетов следует признать факт существующего разрыва между мебельным и архитектурным проектированием. Разрыв этот сильно затрудняет успешное разрешение задачи, заранее подрывая более глубокую осмысленность и ограниченность поисков тех типов мебели, которые отвечали бы в должной мере утилитарным и художественным требованиям не вообще, а в данных конкретных условиях их использования. Этот разрыв между архитектурой и мебельным производством в настоящее время за весьма редкими исключениями является общим правилом. Между тем совершенно очевидно, что вне вполне конкретного учета того вещного «наполнения», которое получит данная ячейка архитектурной конструкции или замкнутая система таких ячеек, архитектурное проектирование лишается одного из самых существенных указаний для правильного и сколько - нибудь полного разрешения своих задач. И обратно: мысль мебельного конструктора, не опирающаяся на точное знание конкретных условий данной пространственной. конструкции (в частности таких признаков, как кубатура, расположение окон и дверей, размеры простенков, наличие ниш, могущих вместить мебель и вообще отдельные части обстановки, состав обитателей, на который рассчитано данное помещение, и т. д.) в значительной мере работает ощупью, исходя из весьма приблизительных. обезличенных представлений о характере подлежащего оформлению бытового комплекса. Работа архитектора в мебельного конструктора должна вновь обрести ту связь, которая распалась а условиях беспланового хозяйства и предпринимательского характера развития архитектуры и мебельной промышленности капиталистического общества. Переживаемая нами эпоха грандиозного разворота строительства рабочих жилищ и общественных зданий не только позволяет восстановить эту связь, но и повелительно диктует такую необходимость как одну из самых важных предпосылок организации социалистического быта. Только при соблюдении этого условия задаче реконструкции современной мебели будут обеспечены пути творческого и целостного разрешения. Эту мысль должны усвоить и наши хозяйственники, и архитекторы, и художники - реконструкторы. Революция столкнула застоявшиеся вещи старой культуры с места и возвестила час их разброда. Диалектическое развитие революции намечает новую устойчивость вещей на повой основе социалистического устроения быта и монументальной социалистической культуры трудящихся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены