Как жить? Согласно идее или согласно обстоятельствам?

  • В закладки
  • Вставить в блог

Е. Габрилович. Это ничего, ничего. Главное – человек наконец-то прозрел. Значит, осознал, что в нем заложены огромные силы. Человеческий организм вообще неисчерпаем по своим возможностям и часто даже медиков приводит в изумление. Я тоже часто удивляюсь той нравственной силе и тем животворящим импульсам, которые живут в нем. Живут и снова и снова выводят его из кризиса на верный путь. Это должны знать все: нет ничего такого, что может привести человека к непоправимому отчаянию. Все можно преодолеть, все перемочь, пересилить. Но эту органическую уверенность надо в себе воспитывать.

Корр. Мне кажется, Евгений Иосифович, что один из ответов на вопрос «Как жить?» может быть и таким: воспитывать в себе личность! А как ее воспитывать? – могут нас спросить читатели. Кстати, и спрашивают. Вот у меня уже собралась целая переписка с одним молодым человеком, живущим в северном городе Инта. Буквально в каждом своем письме этот Володя просит дать совет, как ему вылечиться от трусости. «Я рохля, – пишет он, – не могу постоять за себя или за знакомую девушку. Я и хотел бы дать сдачи обидчику, но не могу, меня словно что-то держит. Скажите, как мне воспитать в себе силу воли?»

Е. Габрилович. Интересно, и что вы этому Володе ответили?

Корр. Послал ему уже несколько писем, и в каждом красной нитью звучало: «Ты уже достаточно взрослый человек, чтобы самостоятельно осмысливать ситуации и отвечать за свои поступки. Пора брать жизненные заботы на свои плечи, а не сваливать их на близких или на «доброго дядю». Нельзя всю жизнь прожить по чужой подсказке. Необходимо наконец-то почувствовать себя человеком, а не улиткой.

Злостному обидчику, если уж до того дошло, можно дать и сдачи, пусть знает, что ты умеешь и готов постоять за себя. А главное – быть ближе к людям, не сторониться и не чураться их, а учиться понимать. Потому что к нам обычно относятся так же, как мы сами относимся к другим».

Е. Габрилович. Вы знаете, мне хотелось бы несколько обнажить истоки этого тревожного явления, которое кто-то из ученых справедливо назвал «социальным инфантилизмом». Когда я читал почту, у меня невольно появилось ощущение, что многие молодые люди и задают-то свои вопросы вам, молодежному журналу, потому, что заражены уже этой болезнью. Я встречаюсь с ними и вижу: их вплоть до совершеннолетия вели за ручку и постоянно внушали, что они еще маленькие, что все в жизни дается легко и просто. Вот отсюда, кстати, и эти вопросы: «Как жить?» – все-таки они ведь понимают, что живут не так, что надо что-то менять в себе.

Мне приходилось вести подобные разговоры и с родителями, которым я говорил, что не надо приучать своих детей к легкой жизни. Они мне отвечали: «Слушайте, мы с вами прожили трудную жизнь. И мы хотим, чтобы наши дети не знали тех трудностей, что выпали нам». Это, конечно, суждение неправильное. Родители, рассуждающие так, как раз и воспитывают в своих детях эту самую инертность, инфантильность, амебообразность. Парень не может защитить свою девушку, потому что в нем никто не воспитал нравственной сопротивляемости, способности бороться. Мы часто употребляем это слово «борьба» и подразумеваем борьбу политическую, социальную, а не следует забывать и о борьбе за самого себя. Надо бороться и за свою жизненную позицию, и за свои убеждения, и за себя как за человека, которого не сломят никакие обстоятельства жизни, никакое дуновение ее. Хотя достаточно пройтись по коридорам ГИТИСа, где я преподаю, во время экзаменов и понаблюдать за абитуриентами – многие впадают просто в чудовищное отчаяние от несданного экзамена. А ведь ничего не потеряно. Сильная личность должна понимать, что не сегодня, так завтра можно будет добиться успеха. И то, что у нас есть такие молодые люди, – это упрек и нашей общественной работе, и всем, кто старается стереть сложности, которые появляются на пути молодых, и тем самым приводит их к осознанию того, что все прекрасно, что им самим уже ничего не надо делать, для своего счастья – все, дескать, придет и так. В то время как нужно «из себя» сотворить себя. Я убежден, что истинное воспитание – это прежде всего побуждение к самовоспитанию. Опыт самовоспитания, которым воспользовались многие талантливые люди, известные мне, подтверждает: человек не должен, просто не имеет морального права винить в своих неудачах или провалах обстоятельства жизни, а тем более оправдывать себя и свои поступки этими обстоятельствами, идти у них на поводу. Выбрал себе дорогу – ступай по ней твердо, настойчиво, и ты скоро сам поймешь, что стал человеком, несущим в себе твердую духовную и нравственную позицию.

Корр. При этом она должна быть обязательно активной. В противном случае это будет не позиция, а поза. Ведь нельзя же быть нравственным только для себя, что называется, замкнувшись в себе. Человека касается все. В связи с этим хотелось бы вспомнить некоторые ваши фильмы, такие, например, как «Машенька», «Коммунист», «Твой современник». На мой взгляд, они прекрасно и убедительно отвечают и на вопрос дискуссии «Как жить?», и на вопрос, который мы сейчас с вами затронули: как же становиться активным, воспитывать в себе личность с малых, юношеских лет?

Е. Габрилович. Да, мне приятно вспомнить свою первую картину «Машенька» – это 30-е годы, это картина моей молодости. То было время, когда ношение галстука считалось позором для комсомольца, я уж не говорю о крашении губ и т. п. Комсомольцами были люди, непоколебимые в своих идейных убеждениях. Вот и героиню фильма мы старались показать именно такой: чистой, романтичной, прямолинейной. Ей 18 – 19 лет, она член партии, и жизнь она воспринимает по-своему: у нее нет ни сложностей, ни сомнений в понимании путей, по которым она пойдет, ни в суждениях о жизни. И вдруг она сталкивается с ситуацией, когда любимый человек изменяет ей с ее лучшей подругой. Так происходит первое ее столкновение с самой жизнью, столкновение ее идей с обстоятельствами жизни. И перед ней вопрос: чему следовать – своей идейности или своему сердцу? Она, девушка правильная во всех отношениях, комсомольский вожак, оказывается лицом к лицу с определенными нравственными проблемами.

Кстати, я обратил внимание, что в почте дискуссии немало писем-откликов от девушек. И в том числе от тех, кто еще не нашел своего места в жизни, кто колобродит с парнями по улицам. Я задумался: чем это объяснить?

Объяснений довольно много, и я боюсь заблудиться в них. Остановлюсь на одном, которое кажется мне пусть не главным, но вполне убедительным. Все это происходит не всегда от распущенности, грубости и даже безжалостности современных молодых представительниц слабого пола, а, как это ни странно, от ЧУВСТВА НЕЗАЩИЩЕННОСТИ. Это защитная реакция, оборонительное стремление подделаться под общий тон компании, с которой проводишь время. Это естественный результат вечной (и как бы даже узаконенной бытом) иронии над мягкостью, нежностью, ранимостью. Парень боится быть обвиненным в рыцарстве, девушка опасается прослыть стеснительной, кроткой, нежной. Задразнят! В моде мускулы, сила, уверенность в убедительности тумаков и затрещин.

А в итоге – бесчувственность. Смех и свист в кинозале в момент наиболее драматических сцен. Парень стыдится быть с девушкой любезным и даже попросту вежливым. Он не ухаживает за ней, «клеится». Придумали же такое точное слово. Именно «клеится».

В школе им рассказывают о романтиках и мечтателях, помилован даже Грин, а во дворе, на улице, на жаргоне гитарных компаний мечтания – это «муть», нечто самое дырявое и слюнявое на свете.

И словно бы в унисон с ними в одном из писем с высоты «идейности» его авторши звучит презрение к девушкам из общежитий, которые украшают свои комнаты всевозможными Чебурашками, вышивками, а на окнах – вы представляете! – занавесочки.

Знаю я эти куколки и чебурашки, встречал их не раз в общежитиях. И не только на стройках, но и на фронте. Видел, кстати, как-то на Курской дуге, в палатке, где жили две летчицы, известные всей стране. Да, были тут и куколки, и кружевца, и

цветочки, и мечты о замужестве и будущих ребятишках. И что? Как не хватает нам всем порой среди множества звонких фраз вот этих искренних, тихих слов о семье и домашнем уюте! Я вижу в этих цветочках и кружевцах среди грома и гибели войны нечто извечно женское, трогательное и удивительное, я вижу ПОДЛИННОСТЬ этих двух юных женщин. Как желал я тогда, чтобы те их фронтовые думы в военной палатке с подушечками и цветочками осуществились! Увы, обе они погибли. Во славе великого, но вовсе не женского дела. Они совершили героический воинский подвиг!

Корр. Евгений Иосифович, вот еще один виток нашего разговора: нравственная позиция человека обязательно проявляется в деле, которым он живет. Наше время, как никогда, требует людей деятельных. Людей, утверждающих себя не словами, а поступками. Таких людей сегодня очень много – это первооткрыватели космоса, это те, кто в свои молодые годы построил «дорогу века» – БАМ, это доблестные воины, зорко охраняющие наши священные границы, это молодые работники сельского хозяйства, выполняющие Продовольственную программу... Все они смело могут называть себя продолжателями дела Павки Корчагина, молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Сергея Чекмарева. Кстати, в его дневниках нашел я однажды замечательные слова, очень подходящие к нашему разговору о выборе места в жизни. «Для счастья, для самого личного счастья человека, – написал он, – необходима горячая привязанность его к какому-то делу и какой-то проблеме, к какой-то «идее»... И если человек страстно желает достигнуть какой-то цели, если его желание не дает ему покоя, если он ночи не спит с этой страстью, тогда удовлетворение желания приносит ему такое счастье, что весь мир кажется ему сияющим, земля поет под ним. И пусть даже цель еще не достигнута, важно, чтобы человек страстно желал ее достигнуть, мечтал, горел этой мечтой».

Вот, по-моему, ясное и четкое понимание цели своей жизни и счастья, сделанное, кстати, молодым человеком в возрасте 22 лет.

Е. Габрилович. Что ж, вы привели пример цельного человека, способного подчинить все свои мысли, повседневные действия и поступки какому-то одному,

главному для себя делу. Между прочим, в этом он напоминает мне Николая Дружинина, который тоже твердо знает, чего хочет в жизни, верен своей мечте. Но мы ведь сегодня говорим с вами не только о людях дружининского типа, а и о тех, кому он противостоит как личность, – о качалиных, о «примыкающих», у которых, собственно, нет осознанного стремления к достижению какой-нибудь жизненной цели, о тех, о ком в народе говорят: «Живет, как трава растет».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены