Как я стала Марксисткой

Н К Крупская| опубликовано в номере №16, октябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

В военно - медицинской академии процветало народничество.

Я вошла в марксистский кружок. Еще раз я прочитала « Капитал», на этот раз уже гораздо основательнее. Прочитанное перерабатывалось и обсуждалось в кружке.

Мне хотелось поскорее принять активное участие в рабочем движении. Сначала я попросила технологов дать мне кружок рабочих у наших, но связи у них с рабочими в то время были невелики, и кружка мне дать не сумели. Попыталась было получить кружок у народовольцев, но тут у меня потребовали принадлежности к партии. Народной Воли». Я не могла отказаться от марксизма. Тогда я решила завязать связи через воскресно-вечернюю школу Варгунина, за Невской заставой. Школа эта помещалась в селе Смоленском, в сельском центре рабочего района, и вместе с женской и Обуковской школой вмещала около 1.000 учеников - рабочих с разной подготовкой, начиная с безграмотных. В этой школе я проработала 5 лет, завязала очень большие связи, близко узнала рабочую жизнь, рабочих. Тогда были еще такие нравы, что приехавший инструктор закрывал повторительную группу за то, что там проходились дроби, когда по программе полагалось лишь 4 правила арифметики, что рабочего выселяли этапом на родину за употребление в разговоре с управляющим выражения «интенсивность труда» и т. д. И, тем не менее, в школе можно было работать... Можно было говорить, что угодно, не употребляя этих страшных слов: « царизм», « стачка», « революция». И мы (на следующий год в школу поступили еще несколько марксистов) старались, не поминая имени Маркса, разъяснять ученикам марксизм. Меня удивляло, как легко было, стоя на почве марксизма, объяснять рабочим самые трудные веши. Вся жизненная обстановка подводила их к восприятию марксизма. Но и не ходившие в кружки, неумевшие еще формулировать « разницы между архангельским мужиком и иваново - вознесенским рабочим», относились к нам как - то особенно заботливо и любовно.

« Вы книжек сегодня не раздавайте, - предупреждает какой - нибудь ученик, - хотя раздаваемые книжки обычно библиотечные, - тут новый пришел, кто его знает. Мы про него разузнаем».

« При этом черном ничего не говорите, - он в охранку шляется», - предупреждает пожилой рабочий, церковный староста, неодобрительно относившийся к непочтительной к старшим молодежи.

Уходит ученик в солдаты и перед отъездом приводит своего приятеля с Путиловского завода:

- Далеко ходить, по вечерам ходить не может, а по воскресеньям пусть на « географию» ходит.

Эти пять лет, проведенные в школе, влили живую кровь в мой марксизм, навсегда спаяли меня с рабочим классом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены