Как я стал ученым

А Е Арбузов| опубликовано в номере №485, август 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1911 году я по всероссийскому конкурсу был избран экстраординарным профессором Казанского университета и занял знаменитую бутлеровскую кафедру.

В старой лаборатории, где я работал студентом, не было ни канализации, ни электричества, и я почти год потратил на её переустройство.

Только после приспособления лаборатории к современным условиям и методам экспериментирования я почувствовал под ногами твёрдую почву и мог развить более интенсивную деятельность.

У меня появились ученики: и круг работ, как по фосфорорганическим соединениям, так и по другим отделам органической химии, стал быстро расширяться.

Особенно большой размах приняли мои научные исследования после Великой Октябрьской социалистической революции.

Теперь уж можно было говорить не только об определённом научном направлении, но и, как это признано химиками, о новой научной школе как продолжении и развитии всемирно-известной казанской бутлеровской школы химиков. За мои многолетние исследования в области фосфорорганических соединений мне вторично присуждается Сталинская премия.

И теперь с большим правом я могу сказать: «Так я стал учёным».

Ещё два слова о научной школе и о научной смене.

Под научной школой мы понимаем такое устойчивое научное направление, развитие которого обеспечено на более или менее отдалённый промежуток времени. Успех этого развития обусловливается наличием талантливых продолжателей научного направления.

История развития наук, особенно наук опытных, таких, например, наук, как физика, химия, показывает, что наиболее важные научные открытия и достижения, нередко знаменующие собою новую ступень в познании природы, были сделаны молодыми учёными, в среднем возрасте 25 - 45 лет.

Отсюда со всею очевидностью вытекает, что решение задачи, поставленной товарищем И. В. Сталиным: превзойти в кратчайший срок достижения зарубежных учёных, - в значительной мере падает на молодых учёных.

Задача старых учёных, прежде всего, заключается в том, чтобы до возможного предела развить свои научные идеи и передать молодому поколению, нашей смене, весь свой многолетний опыт и тем самым обеспечить быстрый прогресс науки в нашей стране.

Да здравствует наша научная смена!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены