Как снимался фильм «Школа мужества»

Н Суровцев| опубликовано в номере №650, июнь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

В такие дни в киностудии «Мосфильм» царит особенное оживление. По коридорам снуют озабоченные администраторы, ассистенты подносят к лифту блестящие коробки с пленкой, и из просмотрового зала, как рокот отдаленного прибоя, доносится гул голосов. Это значит, что в студии заканчивается прием очередной кинокартины.

Так было и сейчас - сдавался новый цветной художественный фильм «Школа мужества».

Почти два года тому назад выпускникам Института кинематографии С. Розену и К. Семенову предложили экранизировать одно из любимейших произведений советской молодежи - повесть Аркадия Гайдара «Школа». Идея эта сразу увлекла молодых сценаристов. Хотелось ярко и правдиво рассказать о героической эпохе гражданской войны, о судьбах юных солдат революции.

Началась разработка литературного сценария.

Сначала необходимо было решить вопрос: какие эпизоды следует перенести в сценарий? Если в него войдет все: и Арзамас, и Сормово, и фронт, - фильм распадется на несколько отдельных кусков, связанных только одним героем - Борисом Гориковым. Но ведь путь Бориса в революцию был путем и самого Гайдара и многих тысяч его современников. Поэтому надо было, отобрав в «Школе» самое существенное, шире показать исторический фон, ярче раскрыть образы и характеры героев.

Сценарий пополняется материалами биографии Аркадия Гайдара, его рассказами.

Почти все главные действующие лица - Борис, Галка, Шмаков - обогащаются новыми чертами, возникают и новые персонажи - Верка, Аким Рябуха.

Постановка фильма была поручена молодым режиссерам В. Басову и М. Корчагину, незадолго до этого закончившим свою первую картину - «Нахлебник». Операторов, художников, администраторов - всю съемочную группу - подобрали довольно быстро. Сложнее оказалось с актерами, особенно с выбором исполнителя ведущей роли. Он должен был отвечать различным требованиям: прежде всего, соответствовать задуманному образу Бориса Горикова, и в то же время хотелось, чтобы он имел портретное сходство с юным Гайдаром. Кроме того, ему нужно было уметь ездить верхом, плавать, лазать по деревьям, стрелять.

Ассистенты режиссера обошли почти все московские театральные учебные заведения, побывали в коллективах художественной самодеятельности, отбирая подходящие кандидатуры. К пробным съемкам было допущено пять актеров. В их оценке принимали участие многие крупные советские кинорежиссеры - М. Ромм, И. Пырьев, А. Довженко.

Выбор жюри пал на Леню Харитонова - студента школы-студии при МХАТе. Правда, Леня пока не умел ездить на лошади, был старше своего героя, но зато его игра отличалась простотой, неподдельной искренностью.

Проще определился артист на роль сына купца Синюгина - Митьки. Манера исполнения, внешние данные Алеши Сергеева, ученика школы при Малом театре, настолько хорошо подходили к этому образу, что вопрос о его участии в фильме решился единогласно.

Постепенно были подобраны и другие исполнители, в основном молодые актеры М. Пуговкин, Р. Макогонова, В. Захарченко, В. Горелов, В. Брежнев. В роли отца Бориса Горикова снимался артист П. Чернов, на самом же деле ему было не намного больше лет, чем «сыну» - Лене Харитонову. И лишь двух главных героев - Чубука и командира отряда Галку - играли опытные актеры старшего поколения - М. Бернес и В. Емельянов.

Первые части фильма - до ухода Бориса на фронт - снимались в Серпухове.

Много хлопот доставили съемки «морского боя». Его проводили на реке, потому что долго не могли найти подходящий по размерам пруд. В этих сценах принимали активное участие серпуховские школьники. Шли проливные дожди, но это их не смущало. Они так «входили в роль», что продолжали топить «вражеские корабли» и после окончания съемок.

Дожди сильно мешали съемкам. Но когда на небе снова засияло солнце, пришлось создавать непогоду искусственно, так как предыдущие кадры снимались в дождь. В действие пустили несколько мощных насосов, оглушительно заревел мотор-ветродуй, с помощью которого разбрызгивали струи воды.

Однако вскоре погода испортилась окончательно, и дальнейшую работу пришлось переносить на юг, в район Таганрога. Здесь были засняты многие массовые сцены, кавалерийские атаки, эпизоды во дворе белогвардейского штаба, бой за колокольню, ночной привал.

К этому времени Леня Харитонов уже научился ездить верхом и чувствовал себя настоящим джигитом. Все же в ответственные моменты, например, в сцене падения с лошади, ему пришлось уступать свою роль опытному наезднику. Таких замен, которых зритель даже не замечает, в фильме было немало. В кадрах гибели полковника Жихарева, например, в течение нескольких секунд сменяются три исполнителя: вначале это актер Н. Гарин, затем- дублер и, наконец, падающая с обрыва кукла.

Последующую съемку фильма проводили на побережье Черного моря.

День за днем, в перерывах, на репетициях и даже во время съемок продолжались настойчивые поиски лучшего решения: менялся диалог героев, фильм дополнялся новыми деталями.

В автобиографии Гайдар писал: «Мне было всего четырнадцать лет, когда я ушел в Красную Армию. Но я был высокий, широкоплечий и, конечно, соврал, что мне уже шестнадцать».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены