Как самим построить планер

С Антонов| опубликовано в номере №8, Май 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Организация и задачи планерных кружков

Статья ИГРАДО в переработке «Смены», чертежи по проекту

СОБРАЛИСЬ ребята из ячейки РКСМ при главных мастерских Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Николаев, шустрый парнишка, политпросвет ячейки, - читал объявление о журнале «Смена» в газете «Правда». К концу прочел: «Журнал «Смена» организует кружки «безмоторного полета».

- Это что за кружки полета?

Знал я, что этот вопрос зададут мне. Для этой цели и предложил им читать объявление о журнале «Смена». Твердо знал, что закавыка случится на месте, где написано о кружках «Парящего полета».

- Вопрос, ребята, очень серьезный. Редакция «Смены» на страницах своего журнала будет призывать рабочую молодежь самим устраивать безмоторные самолеты, - и летать на них.

Решительно перебил меня Николаев.

- Ну, и чудаки же советские, скажу прямо! Легко сказать - «призывать». Так - то того гляди, редакция «Смены» «призовет» строить небоскребы.

С трудом удалось остановить поток смеха и шуток.

- Ну, так вот, ребята, бессмысленного в этих намерениях редакции «Смены» ничего нет. Для того, чтобы построить безмоторный самолет, или, иначе говоря, планер, можно затратить сумму в 10 червонцев, - а самое большее 50 червонцев, - это в зависимости от типа планера.

Посмотрели ребята на Николаева. «Что, дескать, скажешь, после этого!». Не успел я продолжать, как он же снова сорвался с места:

- Во - первых, объясни, что это за планер, откуда взялся, - а, во - вторых, заранее скажу, - что если так дешево и стоит постройка планера, то уж, наверное, инструменты такие диковинные да заморские, - что только держись.

- Что это за планер, - откуда «сорвался», - это мы еще объясним. А пока скажу, что для постройки планера не требуется какого - либо особого оборудования: достаточно светлое помещение, отапливаемое зимой, размером 10 - 20 кв. метров. Инструменты самые простые: столярная пила, рубанок, стамеска, ножовка, лобзик и тонкая пила, - вот фактически основной перечень всего инструментального набора «планерной» мастерской.

А.теперь перейду к вопросу о самом «планере». Я уже говорил, что это есть тот же самолет, но без мотора.

Научиться летать так же плавно и просто, как птицы - эту задачу, ребята, ставили себе люди с давних времен.

И только лишь тридцать лет тому назад немецкий ученый Отто Лилиенталь делает опыты полетов на планере, который управлялся движением тела летчика и его ног. На этом приборе, имеющем крылья, как у летучей мыши, - Лилиенталь совершал скользящие («планирующие») полеты с гор. Более двух тысяч полетов совершил Лилиенталь, - без всякого мотора. Так опыты немецкого ученого доказали, что при научной разработке вопрос о «планере» имеет большое будущее. Старая мечта многих человеческих умов научиться летать как птицы, - не так уж чудовищна - фантастична. Но надо вам сказать, ребята, что «планеризм» достиг особенно больших успехов за последние три - четыре года в Германии. При чем, как всегда бывает, каждое научное усовершенствование коренится в условиях материальной жизни.

Вы знаете, что Германия, побежденная в империалистической войне, - должна была пойти на тяжелые условия Версальского договора. Один из пунктов этого договора гласит, что Германии запрещается иметь моторные самолеты. Страну развитой техники, высокой культуры, - Германию, - Версальским договором обязали повернуть вспять эдак... лет на двести. Отказаться от того, чтоб побеждать воздушные стихии. Но результат получился обратный: скованные тяжелыми обручами Версальского договора, немецкие авиасилы решили начать летать... без мотора. Да не то, что решили: других выходов найти нельзя было. При чем громадную роль тут сыграла предприимчивость и энергия немецкой спортивной молодежи (не только буржуазной, - но и в значительной степени пролетарской).

Опыты немцев в эти годы показали всему миру, что можно не только совершить прямые спуски с гор, но и часами «парить», как это делают птицы, неподвижно распластав свои крылья. И если в 1921 году немецкий планерист Гарт при порывистом ветре держался в воздухе около 22 - х минут, то в следующем году при состязании в Роне летчик Генцен летал на планере «Вампир» Гонноверского кружка в течение 3 ч. 10 м.

Опыты немцев заинтересовали весь мир. Англичане и французы устраивают свои планерные состязания и последним удается продержаться без спуска 8 ч. 36 м. и подняться на высоту 600 метр.1). Кроме этого, оказались возможными полеты с пассажиром; англичанин Оллей на планере Фоккера с пассажиром продержался 49 минут. Самые полеты носят нередко характер длительного перелета на большие расстояния по заранее выбранному маршруту 2).

Вот, ребята, важнейшие достижения планеризма за последние 3 года. Вы теперь в праве спросить, - а почему же летает планер?

Придется, ребята, об этом еще много говорить, - ибо Редакция «Смены» имеет намерение у вас организовать планерный кружок для постройки общими силами планера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

4 Октября 1920 г

Ильич на Комсомольском Съезде