Как планируют мастерство

  • В закладки
  • Вставить в блог

Трудно сосчитать, сколько сказок, сколько легенд сложено об уральских умельцах, сумевших добыть из малахитовой шкатулки Урала свое самоцветное счастье. Много секретов мастерства знали и ревниво хранили самородки-старатели, гранильщики дорогих камней, сталевары. Потому что каждый старался для себя — таков был закон жизни. Секрет мастерства передавался только от отца к сыну, и редок был человек, решавшийся отдать посторонним частицу своего знания или таланта.

Но традиции эти — спутники старой жизни. Сейчас на Урале нет посторонних, от которых нужно прятать секреты своего мастерства. Сейчас на Урале вместе с громадами домен родились и крепнут новые традиции. Человек идет к человеку с распахнутым сердцем. Потому что все мы заинтересованы в одном: каждый из нас ежедневно, ежегодно должен брать ступеньку за ступенькой высоты нашего будущего. Много дорог ведет в будущее. Об одной из них — дороге ребят с Челябинского металлургического завода — должны узнать все.

Почти на каждом крупном заводе есть своя вечерняя школа, свой Техникум, даже свой вечерний институт. На Челябинском металлургическом все это тоже есть. Но если говорить откровенно, и школа, и техникум, и институт скорее раздвигают границы человеческих знаний, чем углубляют их. А вот учебного заведения, делающего человека мастером, виртуозом своего дела, такого учебного заведения, если можно сказать, «узкого» профиля, на заводе еще не было. И заводская комсомолия решила: каждый должен на своем рабочем месте подняться до уровня инженера!

Было это три года назад. В небольшой комнате комитета комсомола очень долго и горячо спорили. «Школа, техникум, институт — это дело добровольное и, может быть, даже личное,— сказал кто-то запальчиво.— Инженеров у нас больше, чем в Америке, и это, конечно, хорошо. А вот может ли каждый наш рабочий на своем участке заменить инженера не по должности, а по умению?»

Спорили увлеченно, до хрипоты, пока кто-то, самый рассудительный, не сказал, что спор, в сущности, схоластический и что одно совсем не обязательно должно исключать другое. И все-таки спор не прошел бесследно. Идея «школы мастеров» показалась многим не только реальной, но и необходимой. Сталевар, допустим, не может самостоятельно сварить определенную марку стали. У него недостаточно знаний для этого. Сталь, по существу, варит мастер. А пройдя курс наук в «школе мастеров», сталевар уже сам, без мастера сможет варить основные марки стали. А мастер будет только его контролировать и решать организационно-технологические вопросы.

Таким образом, во-первых, сокращается количество инженерно-технических работников в цехах. Во-вторых, занятия в школе научат рабочего самостоятельно производить расчеты - и на основании расчетов выполнять чертежи узлов, агрегатов, вычерчивать диаграммы, схемы, графики. В-третьих, когда были перечислены все «во-первых», «во-вторых» и «в-третьих», оказалось, что надо взять лист бумаги, карандаш и обойти все цехи. Так и сделали. Это было три года назад. С тех пор ежегодно в начале лета по цеху идет комсомольский активист. Он идет от бригады к бригаде, и в списке против фамилий появляются сведения: у кого сколько классов за плечами, кто на каком уровне мастерства находится. А потом общественные комиссии и комитет ВЛКСМ выдают рабочим направления: кому в первую ступень школы, кому во вторую, а кому и в подготовительные группы (там 3—4 месяца абитуриенты получают консультации по русскому языку, математике, физике, химии и другим предметам).

Класс рождается за 2—3 месяца до первого школьного звонка. Сколько основных профессий на заводе — столько классов в школе.

25 классов, 15 технических кабинетов, 9 кабинетов по общеобразовательным дисциплинам. В этих классах и кабинетах еще недавно занимались в основном люди в возрасте. Они степенно курили перед звонком в коридорах, вели серьезные, взрослые разговоры. Старые мастера приезжали на Челябинский металлургический с других предприятий. Сейчас здесь в основном — звонкие голоса молодых. Три года работы доказали жизненность школы в том ее виде, в каком она существует сейчас.

Учебный план «школы мастеров» в 8— 11-м классах по объему общеобразовательных дисциплин ничем не отличается от учебного плана школ рабочей молодежи, разве только часть предметов вынесена на заочную систему да задания на дом даются в самом ограниченном объеме. Преимущества «школы мастеров» очевидны: желающих учиться в ней много больше, чем в обычных вечерних школах рабочей молодежи. Тем, кто успешно сдает все общетехнические и специальные дисциплины, дается индивидуальное задание для выполнения работы по образцу дипломного проектирования в техникуме. Выполняют учащиеся работу самостоятельно, с помощью консультантов-производственников. Темы просматриваются учебной частью школы и утверждаются главным инженером завода. Машинист разливочного крана мартеновского цеха № 1 Н. И. Каюков делал выпускную работу на тему «Электрооборудование миксера емкостью 1 600 тонн», то есть того оборудования, на котором он сам работает. Консультировал его начальник электроремонтного цеха В. И. Бугайов. Защищают рабочие свои выпускные работы, как студенты вузов и техникумов, перед комиссией, которая состоит из квалифицированных специалистов завода. Возглавляет комиссию обязательно либо главный сталеплавильщик, либо главный прокатчик.

По окончании второй ступени школы рабочие получают аттестат зрелости и звание «мастера своего дела».

«Каждый выпускник нашей школы должен быть изобретателем. Каждый выпускник нашей школы должен быть рационализатором. Каждый выпускник на своем рабочем месте должен стать творцом»,— так писал в своем сочинении выпускник «школы мастеров» механик Владимир Фомич.

780 «мастеров своего дела» ежегодно выходят из стен этой школы. В Челябинской области 34 такие школы. Их можно открыть не только на крупных предприятиях, но и на стройках, транспорте, в колхозах и совхозах страны.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кукиш в конверте

Маленький фельетон