«Избранные» натуры

В Турбин| опубликовано в номере №645, апрель 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодому преподавателю высшей школы, едва ступившему на педагогическое поприще, с первых же дней приходится сталкиваться со множеством трудностей, одолеть которые одному почти невозможно.

Хочется поговорить об этих трудностях, выслушать мнение, совет опытных педагогов и самих студентов.

Не знаю, как обстоит дело в других высших учебных заведениях, но у нас на факультете все чаще начинают говорить об эгоизме и зазнайстве, которые получили распространение среди некоторой части студенчества.

В самом деле, появляется вдруг среди нас некий «сверхчеловек», воображающий почему-то, что земля перестала вращаться вокруг солнца и начала вращаться вокруг него, что он натура «избранная», исключительная, непонятная простым смертным. В каждом слове, в каждом поступке такого «сверхчеловека» сквозит этакое неколебимое убеждение эгоиста: «Я - это всё».

Вот наиболее характерные типы этих «избранных» натур. Я несколько изменил фамилии. Нужно ли называть подлинные имена? Студенты нашего факультета и других учебных заведений найдут в своей среде немало таких «избранных» натур.

... Студентка Светлана Тамбовцева пропустила около десяти практических занятий по истории русской литературы. Пометка «нб» прочно встала против ее фамилии в списке. Нельзя было не встревожиться: не заболела ли, не случилось ли что-нибудь дома? Когда же студентка, наконец, появилась, я решил помочь ей наверстать упущенное. Но не тут-то было!

- Почему я на ваши практические занятия не ходила? - девушка неторопливо подыскивала слова, которые и преподавателя бы не очень обидели и вместе с тем как можно точнее передали ее отношение к делу. - Видите ли, я, откровенно говоря, пользы не вижу в этом хождении.

Согласитесь, примитивные девочки в нашей группе собрались. Серенькие. Им вдалбливают, вдалбливают, они и заучивают. Скучно мне с ними: я все-таки выше их, развитее, способнее. И мне, как всякому незаурядному человеку...

С виду девушка как девушка. Лет ей не больше девятнадцати. Улыбается чуть-чуть манерно. И, словно констатируя будничный факт, так, как другой скажет «я работаю токарем» или «сегодня холодно», она говорит спокойно:

- Человек я, видите ли, незаурядный...

А сколько настоящих мучений доставляет однокурсникам общение с «избранником судьбы», молодым поэтом Виктором Бояриновым! В одной газете появилось недавно несколько его стихотворений. После этого события, не составившего пока эпохи в отечественной литературе, свои способности Виктор, говоря мягко, несколько переоценил. И теперь, едва заслышав самое робкое подобие критики, он сразу же переходит в контратаку:

- Зажать хотите?! Не по вкусу, небось, когда правду-то режут. Ладно! И Маяковского зажимали. И Островского...

Нам доводилось читать его стихи, в которых, по мнению автора, правда-матка сияла во всей своей красоте и величии. Речь в одном из них, помнится, шла о том, что он, поэт, однажды загляделся на красивую девушку; с головы его тем временем слетела новая шляпа, девушка посочувствовала, завязалось знакомство. Вершиной лирической мудрости «гонимого» редакцией стенной газеты «поэта-правдолюба» была концовка:

Я прошляпил любимую шляпу,

Но зато я нашел любимую.

Стоило послушать, как, снисходя к «ограниченности окружающих», поэт комментировал свое творчество:

- В большом искусстве «трюк» должен быть, ход, прием. Понимать поэзию надо! Да где вам!... Только поэт поэта понять может.

Виктор стоит на своем и поныне. И пусть говорят, что его стихи пустоваты, надуманны, претенциозны. Сам он уверен: ничего-то в них не понимает эта «серая публика».

... Эмиль Прохоров продемонстрировал свою «незаурядность» иным образом. Недавно попал он в далекую деревню, кажется, с экспедицией по сбору устного народного творчества. Здесь-то и раскрылась миру «исключительность» его натуры.

Деревенский быт пришелся юнцу решительно не по душе. Особенно коробило беднягу от незатейливой, но, на наш взгляд, здоровой деревенской кухни. Он вес время бегал в ларек за «городской» снедью. Денег хватало, парень с месяц продержался на «треске в масле» и мятных пряниках. Его резонно увещевали:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены