Из комсомольского прошлого

И Ипполит| опубликовано в номере №64, октябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждому старому активисту есть что вспомнить и рассказать за свою семи - восьмилетнюю комсомольскую жизнь, Здесь мы расскажем о комсомольской работе на берегах Тихого океана, когда они еще не были советскими.

В 1920 году, после разгрома Колчака, Советская Россия очутилась лицом к лицу с международными хищниками (из них первая - Япония), оккупировавшими наш Дальний Восток. По политическим соображениям из областей, занятых Красной армией, было создано новое государство крайне демократического режима - Дальне - Восточная Республика, охватывавшая губернии: Прибайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Приамурскую, Приморскую, Камчатку и Сахалин. Новорожденное государство должно было служить буфером между Советской Россией и капиталистической Японией.

В Республике существовала неограниченная свобода слова, печати, собраний, торговли и т. д. Управлялась она парламентом, избранным на основе четырехвостки (всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права). Большинство (80%) в парламенте - так называемом Народном Собрании - принадлежало коммунистам. Из них же составлялось правительство. Первое время правительство было коалиционным: кроме коммунистов, в него входили, - кто этому сегодня поверит? - меньшевики и эсеры. Правда, коалиция продержалась недолго: меньшевики все время подличали, кокетничали с белогвардейцами и скомпрометировали себя даже для ДВР настолько, что сотрудничество с ними оказалось невозможным. ДВР имела свой государственный флаг: красное полотнище с синей заплатой в верхнем правом углу. Это необходимые замечания.

Столицей ДВР была Чита, - глухой и гнусный городишка, лежащий в сопках, как монета в кулаке.

Краевой комитет комсомола помещался в двухэтажном бревенчатом домике на углу Софийской и Сунгарийской улиц, принадлежавшем некоему Комаровскому. Советские комсомольцы никак не могли усвоить такого обстоятельства, и ЦК упорно адресовал всю переписку: угол Советской и Сумароковской, дом Коммунаров.

То, что Софийскую улицу перекрестили в Советскую, домохозяин еще терпел, но «дом Коммунаров» выводил его из себя. Деньги ему, обычно, забывали платить. Прождав со скандалами месяца два - три, он не выдерживал и подавал в суд. В суде дело лежало полгода, затем кассациями и апелляциями затягивалось еще на столько же. В Народном собрании правительству делались запросы о нарушении комсомольцами права частной собственности.

Эта сказочка про белого бычка тянулась годы, и разрешил ее только переезд Крайкома из Читы в Хабаровск.

Из всего Крайкома в Чите в то время сидел один Поздняков - бывший председатель Московского комитета и будущий постоянный секретарь Дальбюро ЦК РКСМ - юноша угрюмый и неразговорчивый, как письменный стол, за которым он постоянно сидел.

Самым больным вопросом Дальнего Востока была тогда Приморская область, захваченная при поддержке японцев белогвардейцами в о главе с Меркуловым. На третий по приезде день нами вместе с Дальбюро ЦК РКП была сформирована тройка - Приморский областной комитет РКСМ - в составе члена Дальбюро РКСМ Антонова (б. секретаря Пензенского Губкома), Пчелкина (секретаря Приамурского Областкома РКСМ, коренного приморца) и пишущего эти строки. В момент назначения все мы были в разных местах: А н тонов - в Благовещенске, Пчелкин - в Хабаровске, а я - в Чите. После долгих разговоров по прямому проводу было условлено встретиться в Хабаровске, где мы и собрались в середине апреля 1922 г.

Путь в Хабаровск и из Хабаровска в урочище Анучино - столицу партизанских отрядов Приморья - долог и утомителен. Описание его заняло бы не один десяток страниц, и мы его отложим до другого времени.

В Приморье мы застали следующую обстановку: город Владивосток, линии железной дороги и узкая полоса, прилегающая к ним, была в руках белых, целиком опиравшихся на японские войска. Во всей остальной области царило почти полное безвластие. В Анучине находился областной Ревком, пытавшийся наладить управление в свободных от белых местах. Однако, по ним бродили отряды белогвардейцев и японцев, часто отбрасывавших партизанские отряды вглубь области, и линия фронта была очень подвижна.

Комсомольская организация фактически не существовала. Часть сидела в тюрьме, разгромленная при белогвардейском перевороте, часть влилась в партизанские отряды и не могла заниматься комсомольской работой, а из остатков организаций Областное бюро партии создало при себе «отдел по работе среди молодежи» , на подобие женотдела.

В городах сохранилось небольшое комсомольское ядро, ведущее подсобную работу в партийном подполье - расклейку, связь и т. п. В области были разбросаны отдельные комсомольцы, но комсомольской организации, как таковой, не существовало.

Интересно отметить, что японцы придавали большое значение организации молодежи и пробовали ее прибрать к рукам.

Так, например, в селе Ново - Нежино молодежь вела большую культурную работу. Но явились японцы... Школу, где был клуб, превратили в казарму, а несколько членов РКСМ арестовали и избили прикладами.

И вдруг - только японцы могут выкидывать такие штуки - объявили, что устроят для молодежи... банкет.

Приготовились. Напекли, нажарили. Устроили развлечения, но молодежь, конечно, на « банкет» не пошла.

Интервентам пришлось самим жрать «угощение» и смотреть «развлечение» .

А после такого «банкета» японцы опять принялись за аресты и избиение. Молодежь разводила руками: что же это такое - сперва бьют, потом для избитых устраивают банкеты, потом опять арестовывают и бьют. Называется это «японской культурой» .

Когда мы собирались проводить Пчелкина на подпольную работу, перед нами всплыл вопрос о связи. Наш прекрасный возраст – втроем нам было 50 лет - не позволял мириться с обычными мерами конспирации, и мы решили тут же переписываться исключительно шифровкой. Вопрос о шифре не поставил нас в тупик. Мы решили воспользоваться для первого опыта простейшей « решеткой» . Для неискушенного читателя этот термин можно разъяснить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены