Иван Николаевич Крамской

Д Сарабьянов| опубликовано в номере №601, июнь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Имя выдающегося русского художника-мыслителя Ивана Николаевича Крамского занимает почётное место среди имён мастеров кисти, определивших своими произведениями наивысшие достижения национальной школы живописи, - среди имён Репина и Сурикова, Перова и Верещагина, Васнецова и Серова.

Крамской жил и работал в то время, когда русский народ, стонавший под игом самодержавия, собирал силы для борьбы за своё освобождение. В эти годы на защиту прав народа и его интересов выступил боевой отряд демократов-разночинцев во главе с Н. Г. Чернышевским. Литература и искусство внесли свой вклад в дело борьбы за свободу человека, за осуществление благородных идеалов русских революционеров-демократов. Художники-реалисты раскрывали в своих произведениях противоречия современной действительности, обличали самодержавие, создавали образы борцов с царизмом, с большой глубиной и теплотой рисовали сцены народной жизни.

Роль Крамского в деле укрепления и развития реалистических принципов русской национальной школы живописи очень велика. Крамской вошёл в историю русского искусства не только как живописец, но и как общественный деятель, вдохновитель и инициатор борьбы русских художников-демократов против рутины Императорской академии художеств. Крамской был замечательным учителем и воспитателем художественной молодёжи. Под его благотворным влиянием формировалось творчество великого Репина, известного передвижника Ярошенко, талантливого пейзажиста Васильева и многих других.

Крамской родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске, Воронежской губернии, в семье писаря. Ещё мальчиком он проявил способности к рисованию. Однако путь к искусству был труден и сложен. Сначала работа писарем, потом ретушёром в фотографии. Наконец, Петербург с его Академией художеств - заветной мечтой молодого Крамского. В 1857 году ему удаётся поступить в академию. Творческая инициатива учеников академии была скована косной системой художественного образования. В 1863 году тринадцать живописцев во главе с Крамским демонстративно покинули стены академии в знак протеста против академической рутины. Это был беспримерный случай в истории академии. Художники-реалисты смело противопоставили своё творчество тем канонам и догмам, которые мешали искусству обратиться к жизни, к простому народу. Молодые «протестанты» объединились в артель, созданную под влиянием идей Чернышевского. В 1871 году было создано новое, более широкое объединение художников - Товарищество передвижников, в организации которого Крамской принимал активное участие. Вместе с выдающимся русским критиком В. В. Стасовым, вместе с замечательными художниками-передвижниками Репиным, Ярошенко и другими Крамской отстаивал национальные традиции русской живописи, её реализм и народность.

Расцвет творчества Крамского относится к 70 - 80-м годам. Художник пишет в эти годы ряд замечательных портретов, свои лучшие картины, создаёт глубокие образы представителей народа.

В портретной галерее, созданной Крамским, мы находим изображения лучших представителей передовой русской интеллигенции: Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Шевченко. В этих замечательных людях художник-демократ нашёл благородные черты самоотверженных борцов за народное счастье, смелых мыслителей-гуманистов.

Художник пишет ряд картин, совершенных по своему художественному мастерству. На первой выставке передвижников в 1871 году Крамской показал картину «Русалки», созданную на сюжет повести Гоголя «Майская ночь».

Следующий год приносит художнику особенный успех: он показывает публике свою картину «Христос в пустыне». За сюжетом из священного писания здесь скрывается глубокое содержание, навеянное общественной жизнью 70-х годов. Картина эта написана не о Христе, а о человеке, в котором борются чувство долга перед человечеством и нерешительность.

Немалую славу принесли художнику картины «Неизвестная» и «Неутешное горе», созданные в 80-х годах.

Особое место в творчестве Крамского занимают портретные образы русских крестьян. В этюде «Полесовщик» (1874 год) художник изобразил крестьянина-бунтаря, не желающего мириться с существующим строем жизни. В картине «Крестьянин с уздечкой» (1883 год) изображён улыбающийся старик-крестьянин. Он спокоен и рассудителен; в его глазах мы читаем и народную мудрость и доброту. Тяжёлая трудовая жизнь не согнула его.

В портретных этюдах крестьян симпатии Крамского к народу проявились с наибольшей очевидностью. В этих произведениях, как и в лучших портретах и картинах мастера, воплотились заветные мысли Крамского о народности искусства, о его национальном своеобразии. Крамской утверждал, что искусство может стать правдивым и глубоко волнующим только тогда, когда оно будет национальным по форме. «Я стою за национальное искусство, - говорил художник, - я думаю, что искусство и не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития».

Художник-патриот требовал от своих товарищей не подражать модным течениям западноевропейской живописи, а идти своим, своеобразным путём, который прокладывала себе русская национальная школа. Крамской понимал, что пути русской живописи в 70 - 80-х годах прошлого века расходились с путями западноевропейского буржуазного искусства, клонившегося к упадку. Поэтому особенно ценил он силу и глубину русского искусства и верил в его будущее, ибо верил в будущее своего народа.

Недолгой была творческая жизнь Крамского: художник умер 5 апреля 1887 года.

Его жизнь и творчество служили примером многим поколениям живописцев, его замечательное искусство любимо народом, его имя всегда будет окружено уважением советских людей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Горячие сердца

На шахте имени Сергея Тюленина