Иван Мушкин

Конст Финн| опубликовано в номере №142, январь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Классовая борьба в деревне - яростна и ожесточенна. Делу социалистического переустройства сельского хозяйства приходится преодолевать огромные препятствия, и одним из таких препятствий является невежество и темнота, побуждающие иногда даже бедняцкие слои деревни противиться новой жизни.

Конечно, антисоветские элементы деревни используют отсталые настроения крестьянства для своих целей. В приведенном отрывке из романа «Лицом к лицу», выходящем в 1930 году в журнале «Молодая Гвардия», показывается, как крестьянин Иван Мушкин проникается недоверием к вырастающему на его глазах совхозу, к новым формам обработки земли, к новому быту. Но путь пролетария и бедняка деревни - один. На этот путь, в конце концов, становится Мушкин. Он приходил по утрам, стоял у порога и ждал. Когда в соседней комнате просыпались трактористы и выбегали полуодетые умываться на кухню, он говорил глуховатым своим голосом:

- Здравствуйте.

Трактористы умывались шумно, торопливо и не обращали внимания на Ивана Мушкина. Кухарка была сурова и задумчива. Она спрашивала:

- Ну, чего ты ходишь, чего? Глаза у тебя отвратительные... Иван Мушкин отвечал ей каждый раз:

- Дело тут не в глазах. Это что же... Глаза как глаза. - Потом добавлял: - Я пришел небось в гости, ваш совхоз - это есть сосед нашей деревни.

Трактористы пили чай торопливо. Колбасу резали так, что получались куски не колбасы, а пыжащегося мяса.

- Колбаса небось дорогая, - говорил Мушкин, - в настоящий момент.

- Ну, чего ты пришел, чего? - кричала кухарка.

Как - то раз, когда трактористы ушли, она дала оставшийся кусок колбасы Мушкину. Руки у Мушкина были черствые. Кусок колбасы в его руках стал маленьким и деревянным.

- Ну, что мнешь? - спросила кухарка. - Детишкам бы отнес.

- Наши дети насчет колбасы... - сказал он. - Наши дети насчет колбасы...

Он не договорил, и кухарка так и не поняла, что он хотел сказать. Однако колбасу он отнес домой.

Колбасу съели, но остаточек от нее в виде пупырышка и веревки долгое время попадался на глаза то тут, то там. Веревочка укладывалась в смешные фигурки по - разному и казалась несуразным хвостом засохшего пупырышка. Дети смеялись.

Однажды, придя по обыкновению на кухню, Иван Мушкин сказал решительно и грубо:

- Ничего не выйдет, - уверяю.

- Ты это о чем? - спросил один из трактористов.

- Вполне ясно, - сказал Мушкин. - Ничего у вас не выйдет. Что задумали - человека ликвидировать, мужика отменить. Тут на тысячи верст один только мужик живет, истинный мужик, а вы его - ликвидировать. Смех...

- Сволочь ты, - сказал один из трактористов. - Ну, зачем ты тогда сюда ходишь? - Зачем, спрашивается?

- Хожу для собственного своего успокоения и интереса, - ответил Мушкин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На пик Ленина

Из дневника участника Памирской экспедиции