Итальянская эстрада: певцы и песни

Джульетто Кьеза| опубликовано в номере №1394, июнь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

Специально для «Смены»

Джанни Моранди, Адриано Челентано... Звезды итальянской эстрады популярны у нас, их творчество вызывает интерес у людей разного возраста, их песни постоянно в поле зрения молодежи. В клубе «Музыка с тобой» «Смена» знакомила читателей с этими певцами, рассказывала о гастролях в нашей стране популярной группы «Матиа Базар». Каждый год на итальянском эстрадном небосклоне вспыхивают новые звезды, в адрес «Смены» приходят письма с просьбой рассказать о Тото Кутуньо, о Пупо, об Аль Бано и Ромине Пауэр... Недавно у нас в редакции побывал итальянский журналист Джульетто Кьеза. Узнав о пожеланиях советских читателей поближе познакомиться с итальянскими певцами, наш гость подготовил материал об исполнителях, многие из которых пока еще мало известны в нашей стране.

Своей песней «Такая любовь — это душегубка» (впервые, пожалуй, любовь удостаивается столь нелестного для себя и жестокого сравнения, но... чего не сделаешь ради оригинальности, желания привлечь к себе внимание публики) Джанна Наннини буквально заполнила прошедшее музыкальное лето Италии. Эта песня стала самой популярной из последней пластинки певицы с названием «Фотороманс» и, можно сказать, ознаменовала собой пусть маленький, но все-таки поворот в мире итальянской эстрады. В том самом мире, где соседствуют два на первый взгляд противоположных явления: здесь годами можно оставаться на гребне волны успеха (при условии, что вы обладаете хоть каким-то талантом), ни на день не исчезая из поля зрения публики, и вместе с тем моды сменяют одна другую с поразительной быстротой и безжалостностью.

Так или иначе, именно она, Джанна Наннини, со своей манерой исполнения в стиле тяжелого рока по-итальянски, определяет и формирует сегодня вкусы любителей музыки. С Джанной случилось то же самое, что до нее произошло со многими.

Итальянская легкая музыка владеет способностью чутко улавливать, впитывать и пропускать через себя новые веяния, которые приходят извне, превращая их в нечто другое, самобытное, что, в свою очередь, экспортируется затем во все страны мира и в чем уже невозможно узнать корни музыкальной продукции Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Рио-де-Жанейро.

Так было с известнейшими песнями «Америка», «Скажи, скажи мне», «Лэ-тин лавер». Текст написан по-итальянски, но дело тут не только в языке. Вся хитрость заключается в том, что в них вкладывается чисто итальянское музыкальное содержание и музыкальная культура. Однако не прошло и года, а Джанна Наннини уже готовит себе почву для будущего, современную обработку твиста и песню «Бла-бла» (что означает «болтовня»), стремясь стать законодательницей еще одного. направления: возврата к дням минувшим, к ушедшим в прошлое мелодиям. Так же поступила несколько лет назад группа «Матиа Базар», вдохнув жизнь в некогда популярные песенки 50-х годов, скорее даже в старый дух легкой музыки тех лет, облекая его в иное музыкальное содержание и пропитывая острой иронией по отношению к культурным моделям того времени.

Операция, которую умно и тонко провели музыканты из «Матиа Базар», стала образцом для подражания. Их примеру последовал Франко Баттиато, облюбовавший себе следующее десятилетие — 60-е годы; в песне «Постоянный центр тяжести» он с добродушной улыбкой и оригинальным музыкальным оформлением вспомнил некоторые из особенно популярных тогда сочинений и в награду за это имел шумный успех. Теперь Баттиато тоже «обновляется».

На своем недавнем концерте в Риме он предстал перед зрителями, вооружившись богатым арсеналом зрелищных номеров, которые служили обрамлением для вереницы песен, чередующих тяжелый рок с ритмовыми мелодиями и рэгги. Его именем можно было бы открыть целую главу в современной итальянской эстраде, может быть, самую главную: главу, посвященную легкой музыке из Неаполя. Настоящая лавина «чистокровных» неаполитанских певцов и ансамблей уже не только захлестнула сейчас всю Италию, но и прорвалась в Европу. Более того, проникла она и в кинематограф. В ближайшее время режиссер Салваторе Пиши-телли заканчивает работу над фильмом «Неаполитанский блюз». Главные действующие лица этой запутанной и очень «южной» любовной истории — исполнители, принадлежащие к новой музыкальной неаполитанской волне: от Пино Даниеле до Туллио Де Пископо, от Тони Эспозито до групп «Антра», «Ашенне», «Литтл Итали», «Радио», «666».

Беннато не попал в картину Пишителли только потому, что относится уже к разряду скорее итальянских, чем неаполитанских певцов. Однако он не изменил своему стилю менестреля рока, рассказчика и клоуна и в последнем диске «Беннато жив», который продается вместе с современным переложением знаменитой сказки о дудочнике из Хамелина под новым названием «Вот пришел корабль» (по начальным словам детского шуточного стихотворения).

Да, да, вы не ошиблись. К пластинке прилагается книга, и это неудивительно: рынок звукозаписи ищет новые формы и вступает в союз с рынком издательским. Кроме того, Беннато отнюдь не первооткрыватель, он всего лишь пошел по следам «неувядающих учителей» Гуччини и Веккьони, которые в свое время уже стали по совместительству писателями и поэтами.

Легкая музыка вышла далеко за рамки своих естественных функций. Покупателю предлагается книга вместе с пластинкой и — последняя новинка — видеодиск, который облачает музыку в изображение и переносит на малый цветной экран повествовательный сюжет песни, если таковой имеется. Когда песня не представляет собой законченного рассказа, снимаются произвольно взятые сцены.

Не все видеодиски отличаются высоким качеством содержания. Нередко они строятся на дешевых трюках или показывают сцены откровенного насилия, что в первую очередь касается продукции, выпущенной в США. Тем не менее в грязной пене изредка попадаются и хорошие вещи. Федерико Феллини не погнушался в свое время сделать несколько (кстати, чрезвычайно интересных) телевизионных рекламных роликов. Для того, чтобы снять видеосюжет с песней Джанны Наннини (опять эта «Любовь-душегубка»), понадобился сам Микеланджело Антониони. Многие уже попробовали себя в этом жанре. Видеодиски превратились в колоссальный бизнес, и отставать не хочется никому.

Джанни Моранди, еще один из неподдающихся сменам моды певцов, тоже совершил крутой поворот к миру экранного образа. Неизвестно, чем продиктовано его решение: то ли его убедил в этом очередной партнер — автор текстов к песням Могол, который распрощался с Лучо Баттисти, своим бывшим коллегой, то ли телевидение толкнуло его на этот путь, ведь целый ряд фильмов с участием Джанни Моранди, повторенных по общенациональной телевизионной программе, вызвал огромный интерес у зрителей.

Так или иначе, но Моранди «выбросил» на рынок еще одну пластинку с примечательным названием «Итальянский образ», которая прочно занимает одно из высоких мест в списках лучших новинок вместе с «Организованными путешествиями» Лучо Далла — пожалуй, самым фантасмагорическим набором песен за всю карьеру этого автора и исполнителя своих сочинений. Далла включил в свой сборник блюз, мелодии Филадельфии и рэгги, перемежая это целыми джазовыми вставками, которые он то и дело играет, сочиняет и поет своим необычным голосом, похожим на звучание даже не одного, а целого десятка музыкальных инструментов, не отступающим перед самыми сложными пассажами и самой тонкой иронией.

Нет нужды говорить, что в ряду сегодняшних звезд итальянской эстрады Лучо Далла благодаря своей самобытности и уму выгодно выделяется среди прочих да и, наверное, возвышается над ними. Однако в непосредственной близости от него в нашей воображаемой классификации необходимо поместить Пино Даниеле. К какому стилю отнести манеру исполнения этого певца? Мы уже упоминали о том, что ему по праву принадлежит место в ряду «неаполитанцев». Это действительно так. Говорилось также, что его музыка окрашена в рок-блюзовые тона, а те, в свою очередь, играют оттенками наисовременного и беспокойного электронного звучания, которое уже не вписывается ни в один из известных стилей. Это тоже правда.

Недавно Пино Даниеле выступил с концертом в парижском зале «Олимпия» перед почти трехтысячной аудиторией, сплошь состоявшей из молодых людей, которые подвергли театральные кресла серьезному испытанию на прочность. Безучастным не удалось остаться никому. Спустя час после начала концерта танцевал весь зал. Что именно танцевал, никто, вероятно, сказать не мог. Объяснить такую реакцию поможет высказывание одного из двух ударников его ансамбля, Нана Васкончелоса (второй ударник — это удивительно одаренный Туллио Де Пископо): «Качество музыки Пино очень схоже с музыкальной традицией развивающихся стран». Что это значит? А то, что в музыке Пино Даниеле заключен весь юг — от юга Италии до Африки и Кубы (не случайно прошлым летом Пино Даниеле включил в состав своей группы Хуана Пабло Торреса и Адальберто Лару — двух известных кубинских музыкантов-духовиков).

Короче говоря, все сказанное выше подтверждает: хотя тяжелый рок — продукт заморский, но итальянская музыкальная кухня смогла в конце концов превратить его в блюдо собственного приготовления. Кстати, сейчас наблюдается явное стремление освободиться от музыкального нажима и давления, которое оказывают Соединенные Штаты.

Сегодня существует довольно большое количество групп, полемически настроенных по отношению к Западу; даже в своих названиях и в названиях исполняемых песен они обращаются к странам Восточной Европы. Это тоже один из способов воспротивиться чуждому влиянию, отказаться говорить по-английски и в музыке.

За этой волной стоят «старики», такие, как Нада (она тоже выпустила недавно пластинку под названием «Мы никогда не вырастем»), Лоредана Берте, Тото Кутуньо, Баттиато. Каждый из них по-своему оригинален, но все едины в погоне за ускользающей популярностью. А за ними возвышается геркулесом Челентано Неугасимый. Однако говорить о Челентано означает погрузиться в прошлое, а точнее, в возрождение былого.

Возрождение необычное, так как речь идет о звезде эстрады, которая, подобно очень немногим, продолжает оставаться ею и продолжает «делать музыку» на свой лад, острым чутьем и сегодня улавливая изменения в настроении различных категорий публики: от самых юных до, так сказать, не очень молодых людей. Тексты его песен всегда были осторожным смешением консервативных идей и броских прогрессивных рассуждений. Его музыка никогда не выходила за рамки повторения самых простых и общедоступных канонов. Он остается выразителем некоего среднего уровня культурного и музыкального воспитания и делает это лучше, чем кто бы то ни было. Успех Челентано как певца и как киноактера заключен целиком в этой формуле, которая кажется простой, но только на первый взгляд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Так будет!»

Клуб «Музыка с тобой»

Невелик городок

Меленки - «жизнь на виду»

Возвращение к сыну

Читатель — «Смена» — читатель