Исполнение желаний

Альберт Гаспарян| опубликовано в номере №763, март 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шестнадцать лет назад в газете «Северная вахта» была помещена заметка, в которой коротко рассказывалось о подвиге матроса Гургена Тонунца.

«Пулеметчик Тонунц до тех пор, пока корабль не скрылся за дымовой завесой, угощал гитлеровцев «свинцовым винегретом», - говорилось в заметке.

Подробности выглядели так: дымзавеса скрыла цель... Остаться у пулемета? Стрелять наугад? Взгляд пулеметчика упал на соседнее орудие. Оно стреляло редко: из всего расчета в живых остался только трубочный Хайрулин. Тонунц занял место командира расчета, и орудие снова заговорило. Но вот у самого орудия разорвался вражеский снаряд. Упал, сраженный осколком насмерть, трубочный, отбросило Тонунца, обожгло бок. Сгоряча пулеметчик вскочил и снова бросился к орудию. Только потом, на перевязке, увидел он свою почерневшую руку, сплошь иссеченную осколками.

Происходило это в дни Великой Отечественной войны. Лежа в госпитале, Гурген Тонунц не раз вспоминал прошлое. Перед ним, словно в калейдоскопе, мелькали события, составившие его небольшую биографию: детские годы в Тбилиси, школьные товарищи в Москве, морское училище, дальние плавания, арктические походы... И вот - война, тяжелая, суровая. Она застала его на Севере. Оставив торговый флот, Тонунц добровольцем пошел в действующий военный флот. Началась боевая жизнь...

Молодость, физическая закалка дали себя знать: вскоре Тонунца выписали из госпиталя, однако вернуться на флот он уже не смог. Но и в тылу не собирался сидеть и попросился в одну из действующих частей Советской Армии.

От Сталинграда до Будапешта - таков боевой путь, который прошел Тонунц в годы Великой Отечественной войны.

- А когда война окончилась, - говорит Тонунц, - я решил осуществить давнюю мечту - стать артистом. Еще в годы службы на флоте я работал в Мурманском областном театре, где сыграл первые роли.

Желание учиться, стать артистом привело Гургена в Московский государственный институт кинематографии. Закончив учебу, он поехал работать в Кустанайский драматический театр в Казахстане. Здесь фактически и оформился артистический талант бывшего моряка. Пять лет упорной работы в Кустанайском театре явились для Тонунца большой школой мастерства.

В 1956 году Тонунц вернулся в Москву и стал ассистентом режиссера на «Мосфильме». Начались работы над кинокартиной «Поэма о море» А. Довженко. И вдруг Гурген узнает: на Ереванской киностудии готовятся снимать фильм о Камо.

- Героические дела замечательного революционера Камо, его неукротимая воля восхищали меня с детских лет. О мужестве и храбрости, о стойкости этого преданного делу партии и революции человека, которого Горький называл «художником революции», я знал из книг, из рассказов старших. Я написал письмо в Ереванскую студию, просил попробовать меня на главную роль в новом фильме...

Проба оказалась удачной. Гурген Тонунц стал сниматься в кинокартине «Лично известен», где создал правдивый, сложный характер отважного бойца, пламенного большевика и патриота.

В начале картины перед нами горячий, увлекающийся молодой человек, готовый на любой риск. Однако постепенно, с годами к нему приходит зрелость, и он начинает понимать свою ответственность за общее дело. Гурген Тонунц нашел верные, яркие краски для выявления характера своего героя. Первый дебют в кино прошел успешно. Это была большая победа молодого артиста.

А некоторое время спустя Гурген Тонунц был зачислен в творческий коллектив Московского театра киноактера.

С тех пор прошло больше года. Гурген Тонунц на «Мосфильме» снимался в роли Сильвио в картине «Выстрел», поставленной по одноименной повести Пушкина, и в роли коммуниста Машуко в фильме «Лавина с гор», рассказывающем о революционных днях в Кабарде.

- А каковы ваши планы на будущее? - спросил я артиста.

- Планов много, - сказал Тонунц. - Сейчас на Киевской киностудии имени А. Довженко завершаются съемки нового художественного фильма «Небо зовет». Мне поручена роль иностранного космонавта Эрвина Верста. Потом я буду сниматься на Сталинабадской киностудии в роли Насреддина в фильме «Насреддин в Багдаде». Мне очень хочется также играть наших героев - современников, строителей коммунизма.

Так сбылась мечта бывшего матроса.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Чудесный дар

К 100-летию со дня рождения А. С. Попова