Испанская музыка

опубликовано в номере №291, март 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Народы Испании: кастильцы, каталонцы, баски - очень музыкальны. Пение, музыка, танцы глубоко вошли в быт этих народов. Испанские танцы (хота, фанданго, болеро, сегедилья и другие), проникнутые бодростью и задором, с четкой ритмической линией, с прекрасной жизнерадостной напевностью, вдохновляли и продолжают вдохновлять лучших композиторов мира. Глинка, Лист, Бизе, Римский-Корсаков часто обращались к испанским танцам, используя мелодические богатства испанского народного эпоса.

Большую роль в развитии испанской музыки сыграло влияние арабов («Мазарабские напевы»), которые принесли в Испанию свою мелодику и дали испанцам два инструмента, ставшие национальными: лютню и гитару.

Испанская знать - гранды и гидальго - признавала только итальянскую музыку. Испанская народная музыка казалась им «низменной», и так называемое высшее общество считало ее недостойной внимания.

И в то время как выдающиеся композиторы Европы прославили себя произведениями, использующими испанские сюжеты и испанские мелодии, в самой Испании до XIX века не было фактически ни одного крупного композитора.

Только в конце XIX века испанская буржуазия выдвигает трех талантливых музыкальных мастеров: Исаак Альбенис (1860-1909), Энрике Гранадос-и-Кампанья (1867-1916) и Мануэль де Фалья (родился в 1876 году).

Альбениса называют «испанским Шуманом» и «поэтом фортепиано». Блестящая техника (Альбенис сам был выдающимся пианистом) и яркий национальный колорит создали его произведениям исключительную, мировую популярность.

Гранадос был также и композитором и виртуозом-пианистом (по своим творческим приемам он близок к Григу). Особенно прославились его 12 испанских танцев для фортепиано (многие из них переработаны Крейслером для скрипки). Гранадос погиб на пароходе, взорванном германской миной. Испанская культура, таким образом, уже давно имеет основания предъявить счет германскому варварству.

Де Фалья испытал на себе влияние Бизе и русской «могучей кучки», особенно Римского-Корсакова. Наиболее известен его балет «Любовь-колдунья», «Андалузская фантазия», «Балаганчик маэстро Педро». Де Фалья - также талантливый пианист.

Большого развития в Испании, особенно в Каталонии, достигло виолончельное мастерство. Гениальнейший из виолончелистов мира, каталонец Пабло Казальс (родился в 1876 году) много сделал для пропаганды национальной музыки среди народных масс. Испания дала также одну из выдающихся современных певиц, Мерседес Капсир, недавно посетившую Советский союз.

В последнее время в Испании выдвинулся ряд композиторов, близких к народному фронту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены