Искусство реставратора

Н Туманова| опубликовано в номере №655, сентябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

На столе ссохшийся бесформенный комок. Он найден при раскопках средневековых погребений в Азербайджане. Зоркий глаз археолога разглядел в этом комке несколько волокон шелковой ткани. Реставраторам предстояло восстановить эту ткань.

Реставрирование - дело, требующее большого искусства и знаний. Находку нужно очистить от земли и грязи, обработать химическими препаратами, восстановить ее форму, размеры.

Для того, чтобы размягчить ткань, найденную в Азербайджане, ее обрабатывали паром, тщательно промывали дистиллированной водой, осторожно утюжили. Ткани, долго пролежавшие в земле, обычно приобретают специфический коричневый цвет. покрываются так называемой патиной - окисью железа. Такой же коричневатой была азербайджанская ткань. Но по сохранившейся кое - где чуть заметной синеве реставраторы выяснили ее первоначальный цвет. Они установили, что из нее был сшит богатый восточный халат. украшенный оригинальным и сложным орнаментом. Более 600 лет пролежала ткань в земле.

Над реставрацией халата немало потрудились молодые сотрудницы музея Клавдия Мозжорина и Галина Советникова. Их труды не пропали даром. Теперь халат находится в Бакинском краеведческом музее.

Среди экспонатов Государственного исторического музея можно увидеть множество реставрированных вещей: костюмы, знамена, утварь. Посетители с интересом рассматривают, например, богатый, расшитый золотом костюм известного сподвижника Петра I Якова Брюса. Костюм этот извлечен из гробницы спустя двести лет после погребения и реставрирован.

В одном из залов Исторического музея стоит огромный беломраморный саркофаг. Поражает филигранность его отделки. Саркофаг относится к концу IX - началу VIII века до нашей эры. Найденный во время первой мировой войны казаками, рывшими укрепления близ станицы Таманской, он был помещен в Таманский краеведческий музей, где простоял до 1943 года. Фашистские варвары при отступлении взорвали этот замечательный памятник старины. Произведение искусства было разбито, как выяснилось позже, на 1 573 куска.

Местным жителям и сотрудникам Исторического музея удалось собрать по одному все осколки. Много пришлось поработать реставраторам и над тем, чтобы подобрать клей для скрепления осколков. Саркофаг был восстановлен в прежнем виде.

В мастерских ведется также большая работа по изготовлению муляжей и копий старинных документов и чертежей. Ею руководит один из старейших работников музея. М. В. Городцов.

В реставрационных мастерских музея восстанавливалась коляска Кутузова, на которой он объезжал Бородинское поле перед началом битвы. По стенам мастерской развешаны старинные портреты. Одни из них тусклы, безжизненны, к ним еще не прикасалась рука художника - реставратора. Другие кажутся написанными недавно, так свежи и ярки их краски, восстановленные сотрудниками мастерской. Стопками лежат старинные книги, тронутые червоточиной. Их «лечат» здесь особым укрепляющим химическим составом.

Искусство реставратора возвращает к жизни предметы старины, являющиеся интереснейшим материалом для изучения истории материальной культуры древних времен и народов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены