Искусство, потерявшее человека

Вас Захарченко| опубликовано в номере №808, январь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Один из гидов нью-йоркского Музея современного искусства сказал нам, стоя возле полотна абстракциониста:

- Сам я любитель реалистического искусства и на свои скромные средства собираю маленькую коллекцию русских реалистов.

- Для чего же вам тогда нужно так щедро рекламировать абстрактное искусство?

- Ничего не поделаешь! Веяние времени. Я недостаточно богат, чтобы быть сторонником того или иного модного направления. Увлечение абстракционизмом тоже ведь когда-нибудь кончится. Что же касается славы художника, то у нас, в Америке, она случайна. Купил картину известный миллионер-все газеты трубят об этом; вот она и слава! А молчат газеты - хоть с голоду помирай. Потому наши художники так друг перед другом и стараются-кто кого сумеет опередить на этом рынке картин...

Помнится, долго бродили мы по выставке «50 лет современного искусства» в Бельгии. Уже не картины и не скульптуры интересовали меня - я смотрел на людей, на посетителей выставки, наблюдая их реакцию.

Одурев от страшного мира безумия и уродства, посетители выставки, как люди, которые, задыхаясь, тянутся к форточке, тянулись к реалистическим картинам. Помимо воли и желания организаторов выставки современного искусства, они шли к произведениям Штробля и Шадра, Диего Ривера и Коненкова, к картинам Ренато Гутуза, к скульптурам Мухиной. Человек искал человека. И, находя его отражение на полотне или в бронзе, люди стояли взволнованные и потрясенные.

Простого человека Европы и Америки старательно тянут к уродству и оскорбительной интерпретации общественных явлений- его тошнит от всего этого. Ему хочется увидеть правду жизни, почувствовать свободный ветер просторов, увидеть бездонное синее небо и солнечный свет, без которого жизнь человеческая невозможна.

И я вспомнил свой недавний разговор с замечательным художником Америки, молодым, несмотря на свои 78 лет, Рокуэллом Кентом.

- Я уверен, - говорил он, - что абстракционизму со временем придет конец. Уже сейчас в народе Америки заметно явное охлаждение к этому модному течению в искусстве. Что может быть прекраснее и сочнее жизни, какую мы преобразуем вот этими руками?

И Кент протянул ко мне большую, тяжелую руку - руку человека, который строил дома с помощью простого топора, руку моряка, проплывшего по всем морям мира, руку тонкого и трепетного художника, который, по его собственным словам, сильнее самого господа бога.

- Гора не пошла к Магомету - Магомет пошел к горе, - с улыбкой сказал художник. - Глядите, я вам принес горы далекой Гренландии на своих полотнах.

И становится ясным, что только реалистическое искусство направлено к тому, чтобы показать человека - творца всего лучшего на земле-во всей его пленительной красоте, показать его силу, его могущество, свет его идей. Только это искусство основой своей считает необходимость раскрывать гуманное содержание с помощью национальной формы. Ведь все многообразие, все богатство, вся красочность палитры художника идут от ощущения, сознания глубоких национальных традиций своего народа. На протяжении столетий складывалось народное искусство - народ пронес его сквозь беды и трудности, оно не потеряло своей неповторимой свежести. Почему же сегодня мы должны следовать советам модернистов, почему должны отказаться от богатства содержания, от красочности формы, пронесенной народом сквозь годы эволюции? Этого не будет!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены