Искусство, потерявшее человека

Вас Захарченко| опубликовано в номере №808, январь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Меня поразила новая тенденция абстракционистов. Они решили оправдать и утвердить в реальной жизни существование абстракции. Эта попытка была предпринята с помощью фотографии. Вот, например, торец доски с огромными ржавыми гвоздями, вогнанными в дерево. Невозможно понять, что это такое, - не то зубы дракона, не то еще какого-то чудовища. Вот снимок, специально испорченный объективом фотоаппарата. Вот фотография, сделанная с помощью электронного микроскопа, изображение, снятое на осциллографе счетно-решающей машины.

Долго стоите вы в недоумении перед этой викториной изображений. Однако прислушайтесь к голосу абстракционистов. Они говорят вам:

- Посмотрите, окружающая вас жизнь так же абстрактна, как и наше искусство.

Но чем дальше идем мы по залам музея, тем больше убеждаемся в чудовищной фальсификации, совершаемой над искусством. Вот груда черных деревянных ящиков, хаотически сваленных к стене. Это произведение Луизы Невельсон, названное «Небесный собор». Престарелая дама не в ладах с плотницким мастерством, но она отлично понимает, что к чему в мире торговли искусством.

Вы с омерзением смотрите на картину Поля Челищева «Дерево Жизни». Картина эта состоит из окровавленных зародышей, развешанных кишок, пленок и пузырей. Модный представитель сюрреалистической школы желает убедить нас в том, что человеческая жизнь так же отвратительна, как элементы его картины.

В воздухе болтается странное сооружение - металлические пластинки, напоминающие деформированную люстру. Это так называемый «Мобиль» скульптора А. Кольбера - абстрактная скульптура нашего времени. О чем она вещает, понять невозможно. Она напоминает нечто среднее между кипятильником, самогонным аппаратом и вошебойкой. К железному котлу приварены трубы, рукоятки, шестерни, приварены бессмысленно и грубо. И это тоже выдается за произведение искусства. Нет, это не искусство, это фальсификация, растление, поругание высокого звания искусства.

Невольно вспоминаешь слова, полные жестокой горечи, сказанные в момент отчаяния известным французским художником Дега: «Картина - это нечто, требующее столько же подлости, жульничества и обмана, сколько требуется для совершения преступления».

«Мы имеем глубокие исторические корни, - вещают сторонники абстракционизма и сюрреализма. - Нашими родоначальниками являются Василий Кандинский, Казимир Малевич. Они создали теорию абстракционизма, а Марк Шагал породил сюрреализм».

Знакомые имена: все трое выходцы из России. В начале революции они покинули нашу страну, чтобы существовать в эмиграции. В. Кандинский умер во время второй мировой войны во Франции, в собственной вилле, овеянный славой апостола абстракционизма. М. Шагал долгое время жил е Америке, теперь живет в Париже. Что же касается Казимира Малевича, одного из последовательных и убежденных пророков абстрактного искусства, то в своем творчестве он пришел к полному отрицанию искусства вообще, создав «Белый квадрат на белом фоне» или «Черный квадрат», полностью разрушившие всякое представление об искусстве.

Все три названных художника начали работать еще до первой империалистической войны. Картины их, сейчас пользующиеся успехом у буржуазной публики, создавались много десятилетий тому назад - до начала использования атома, до освоения космоса. Они являются давно пройденным этапом, не получившим никакого отклика в русском искусстве. Зачем же поборникам абстракционизма нужно гальванизировать умершее, пытаясь вдохнуть в его абстрактный или сюрреалистический труп «новую жизнь»?

Так ли уж аполитично это искусство, как пытаются убедить нас западные теоретики?

В августе 1959 года на Всемирном фестивале в Вене мы были свидетелями отчаянной попытки модернистов открыто выступить против общечеловеческих идей молодежного фестиваля. В роскошном здании Кюнстлерхауз (Дома художников) была торопливо создана выставка так называемого «Сопротивления». Эту выставку сформировали противники фестиваля из произведений искусства молодых абстракционистов. Они стремились противопоставить ее большой, жизнеутверждающей всемирной выставке молодых художников. Попытка эта смешна уже по своему существу. Картины абстракционистов, лишенные содержания, должны были как бы бороться с реалистическим искусством. Ведь одной-то формой в таком споре ничего не докажешь! А содержание в произведениях противников фестиваля как раз и отсутствовало.

Мы ходили по залам и глядели на бессмысленные пятна, нанесенные на полотно. Стремясь к сенсационной оригинальности, художники «Сопротивления», как говорится, выложились полностью. Они отказались от кистей и размазывали краски тряпками. Наиболее смелые из них пошли дальше: они протаскивали обнаженную модель, вымазанную краской, через белое полотно, оставляя на нем следы голых ног и размазанные наплывы. Холст посыпали опилками, к нему приклеивали тряпки, стружки, лишь бы прослыть оригинальным, лишь бы не походить на других! Какой-то художник кучу банных губок приклеил на полотно, покрасив все это ярко-голубой краской, создав подобие не то мха, не то разросшейся до гигантских размеров плесени. Какой-то ловкач заложил в ящик старые консервные банки, тряпки, ветви кустарников и, обрызгав все это серебряной краской из пульверизатора, выдавал приукрашенную помойку за скульптурную картину, шумно названную «Тамтам Корпускулы».

Для того, чтобы привлечь публику в эти пустующие залы, деятели «Сопротивления» бесплатно раздавали великолепно изданные каталоги своей мазни и с помощью пульверизаторов опрыскивали стены духами.

- Запах тоже создает настроение для восприятия искусства, - говорил мне прыщавый парень, запуская магнитофон, на пленке которого была какофоническая музыка, полностью соответствующая произведениям, висящим на стенах.

Мы покидали бредовые залы художников «Сопротивления» под грохот буги-вуги, задыхаясь от удушающего парикмахерского духа и унося с собой впечатление полного бессилия современного буржуазного искусства.

Но не следует думать, что к этому искусству можно относиться только иронически. Нет, буржуазное искусство довольно четко высказывается по адресу прогрессивных событий, происходящих в мире. Один из самых модных сейчас представителей сюрреализма, основатель школы «динамических параноиков» (понимай «активных психов»), испанец по происхождению, Сальватор Дали, довольно четко высказал свое отношение к прогрессивным событиям, происходящим в мире. Кумир современного буржуазного искусства продает свои картины по баснословным ценам. Он всячески мистифицирует и путает своих почитателей не только названиями картин, вроде: «Вечерний паук-сенокосец приносит надежду» или «Секунда перед пробуждением от звука полета пчелы вокруг плода граната», но и такой терминологией, как «пассивный автоматизм» или «динамизм абсурда». Он создал картину, которая называется «В преддверье революции». Перед нами пустыня. Рваные клочья облаков проплывают по синему небу. На песке воздвигнута чудовищная конструкция из разрозненных и лишь бредовой фантазией художника соединенных частей человеческого тела. Окровавленная рука сжимает тоже окровавленную обнаженную женскую грудь. На этой сумасшедшей конструкции помещена откинутая назад голова урода и полуидиота Квазимодо. Он улыбается, кровавая пена стекает с его воспаленных губ. А перед ним с поразительной щедростью фламандского натюрморта разбросаны гниющие человеческие внутренности. Мертвечиной, гнилью, ненавистью к человеку веет от подобных картин. Так вот как представляют себе господа сюрреалисты революцию! Страшась становления нового общества, они пытаются запугать человечество революцией.

За счет чего же развивается абстракционизм, на каких дрожжах поднимается искусство подобного рода?

Французский журнал «Ар спектакль» пишет о том, что абстрактное искусство давно бы погибло, если бы не было хорошо организованным и доходным предприятием. Музей современного абстрактного искусства в Америке был создан Рокфеллером. Гуген-хеймовская галерея - на деньги банкира Гугенхейма. Даже французские абстракционисты существуют за счет «американского дядюшки». Американцы оптом закупают безликие произведения французских абстракционистов. Только в 1955 году этих картин было куплено на полтора миллиарда франков. В последующие годы эта сумма не снижалась. Модные модернисты набивают себе цену беспредельно. Так, английский музей в Глазго купил мистическую картину Сальватора Дали «Христос», заплатив за нее 80 тысяч фунтов стерлингов.

Производство модернистских картин поставлено на широкую ногу. «Знатоки» командуют рынком искусства и пытаются прививать те вкусы, которые дают максимальную прибыль в художественном бизнесе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены