Искусство Болгарии

А Валек| опубликовано в номере №447-448, январь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

При первом знакомстве с изобразительным искусством Болгарии поражает обилие в этой маленькой стране художников разных творческих направлений. Только в Софии больше четырёхсот живописцев, графиков и скульпторов. Каждый город имеет своих талантливых представителей этого вида искусства. Например, в Тырнове, где число жителей не превышает двенадцати тысяч, работают восемнадцать профессиональных художников.

Характерная особенность в творчестве болгарских живописцев - преобладание пейзажа. Это явление нельзя объяснить только наличием в стране красивой горной природы. Дело в том, что многие годы фашистского режима художник был вынужден уходить к пейзажу, ибо композиции на народные и бытовые темы считались крамолой. Даже самая безобидная картина, отражающая условия деревенского или городского труда, расценивалась как бунт художника против существующей власти. Поэтому-то и редки тематические полотна. Писались они в строгом секрете и впервые выставляются лишь сейчас после изгнания гитлеровцев.

Творчество большей часта болгарских художников испытывало сильное влияние формалистических течений французского и итальянского искусства. Только сейчас заметен резкий поворот к реализму, естественное стремление к которому приглушалось желанием не отставать от веяний «моды». Надо сказать, что реалистическое болгарское искусство имеет древние традиции и тесно связано с историей культуры славянских стран. Стенная живопись XI века, отлично сохранившаяся в Боннской церкви, - замечательное свидетельство того реалистического направления, которого придерживались старинные болгарские художники.

Я побывал в мастерских примерно семидесяти художников и скульпторов Болгарии. Общее впечатление: много интересного и ценного; очень различные по манере работы; заметны поиски собственного стиля.

Одним из наиболее крупных болгарских современных художников является большой мастер портрета и пейзажа профессор Дечко Узунов, ныне директор Болгарской академии художеств, отмечающей пятидесятилетие своего существования. Излюбленная тема работ художника Владимира Димитриева-Майстера - крестьянский пейзаж и быт. В его полотнах, написанных широкими мазками, обилие света и солнца. Своеобразно творчество крупных мастеров Димо Чоканова и Радомира Мандова.

Среди талантливой молодёжи выделяется художник-график Илья Бешков. Его карикатуры сродни рисункам Кукрыниксов. За годы войны он дал много работ, поднимающихся до политических обобщений. В области живописи интересны поиски новых форм одарённым художником А. Стаменовым.

Сейчас в творческой жизни болгарских художников, объединённых в единый союз, наблюдается необычайное оживление. В Софии одна художественная выставка сменяет другую. Появляются новые произведения на современные темы. Жадный интерес проявляют болгарские художники к советскому искусству, правду о котором они узнали только теперь. Крепнущие культурные связи между СССР и свободной Болгарией, несомненно, будут способствовать расцвету национального искусства болгарского народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Первая мизансцена

Из воспоминаний о Б. В. Щукине