Искать путь в искусстве

Михаил Ромм| опубликовано в номере №817, июнь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я согласен со статьей Ан. Ромова «На путях к экрану», опубликованной в журнале «Смена» № 9. Автором подняты давно наболевшие вопросы, намечен верный подход к решению одной из самых важных проблем нашего киноискусства - проблемы молодого киноактера.

Действительно, сейчас положение с молодыми киноактерами и особенно молодыми киноактрисами обстоит совсем плохо. Актрисе для того, чтобы полностью использовать свой талант, полностью отдать себя работе в кинематографе, надо сниматься еще до окончания ВГИКа. Ведь молодость для кино - качество незаменимое. Этот непреложный закон киноискусства, по существу, не учитывается при подготовке актеров кино. Такое положение привело к печальным последствиям: срок работы киноактрисы после окончания института короток. Это, конечно, в меньшей степени относится к актрисам характерных ролей, но зато целиком касается героинь.

Как исправить положение? Вопрос не простой. Я поддерживаю идею создания киноактерского среднего учебного заведения, которое бы девушки кончали в 18-19 лет. Но прежде чем создавать такое среднее учебное заведение, необходимо подумать о создании специально направленных средних школ, таких, как существующие уже музыкальные, балетные, художественные.

С другой стороны, трудно предъявлять претензии и ВГИКу. Это - высшее учебное заведение, дающее актеру высшее образование. В нем, как и во всяком вузе, существует сложная и разнообразная программа, в которой актерское мастерство занимает лишь определенную часть. Студенты младших курсов, приглашенные сниматься в картину, уходят из института, как правило, на много месяцев. Естественно, что это не позволяет им выполнять свои студенческие обязанности, и мы, педагоги ВГИКа, вынуждены оставлять их на второй год.

Я не только кинорежиссер, но также руководитель творческой мастерской ВГИКа. Скажу, что для меня как педагога участие моего студента в картине хорошего мастера представляет большую ценность. Я заинтересован в этом. Участие в такой картине может заменить студенту учебную работу по актерскому мастерству в институте. Но ведь не только один я отвечаю за подготовку студента-вгиковца, за него отвечают еще несколько кафедр! Их работу съемка заменить не может.

Я согласен с тем, что необходимо сократить общеобразовательную теоретическую нагрузку студентов киноактерского отделения. Но существующие дисциплины нельзя ликвидировать полностью!

Есть еще одно «но», встающее перед педагогом в тех случаях, когда студент уходит на съемку. Не всегда молодой киноактер попадает в руки хорошего мастера, не всегда работа на производстве органически развивает его дарование. Иногда, наоборот, у него появляются ранние штампы, он начинает использовать свой типаж.

Не редки случаи, когда участие отдельных студентов в съемках наносит определенный вред дисциплине остальных участников творческой мастерской. Студенты начинают смотреть на учебную работу в институте, как на второстепенное дело.

Сейчас во ВГИКе дебатируется вопрос о перестройке системы воспитания актеров. Я полагаю, что необходимо в виде опыта в ближайшее же время параллельно с существующими вузовскими мастерскими организовать и мастерские типа актерских техникумов.

Однако создание среднего учебного заведения для подготовки киноактеров ни в коем случае не должно предполагать ликвидации киноинститута. Надо помнить о том, что мы не имеем права лишать будущих киноактеров возможности получить высшее актерское образование.

В заключение хочется сказать еще об одном. Не может не вызвать серьезной тревоги то обстоятельство, что после ВГИКа судьбы молодых киноактеров зачастую складываются не совсем удачно.

По существу, мы, педагоги ВГИКа и кинорежиссеры, не несем никаких обязательств перед студентами. Молодой человек пять лет учится в киноинституте, получает диплом артиста кино и идет работать... в театр! Разве для этого он обучался во ВГИКе киноактерскому мастерству?

Надо в корне менять такое положение. Любой из нас, работников киноискусства, должен чувствовать личную ответственность за жизненную и творческую судьбу каждого талантливого паренька, каждой девушки, ежегодно приходящих в наше любимое искусство, готовых навсегда связать с ним свою жизнь. Мы должны сделать так, чтобы каждый из них смог найти верный, честный, принципиальный, свой путь в искусстве. Чтобы никогда не испытывал он разочарований и в себе и в нашем общем творчестве.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены