Ищу Афродиту

Дмитрий Сухарев| опубликовано в номере №856, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Меня зовут Валя. Я заместитель Всеволода Ивановича, остальные ребята — местные, колхозники. Вы археолог?

Признаюсь, что нет. Валя как будто даже рад этому. Для начала он в общих чертах рассказывает мне о раннем триполье. Показывает орудия труда. Знакомит с кухней трипольца. Валя берет кость за костью: овца, тур, благородный олень, свинья...

Странно все же: спрыгнуть с морковного поля в яму, которая всего-то по колено, и оказаться на глинобитном полу дома, построенного пятьдесят веков назад. Не этим ли сопряжением отдаленных времен так привлекает археология?

А Валя — он будто только что побывал у трипольцев, все он знает в натуре: вот так они глину месят (половы надо подмешать!), вот так жнут (костяным серпом), вот так горшки лепят (выглаживая изнутри большим пальцем)...

— Удачные раскопки, да?

— Очень удачные, почти каждый день что-нибудь интересное. Из-за этого Всеволода Ивановича и нет: не выдержал, повез хвалиться. До сих пор не знали, как выглядел мужчина-триполец, а мы нашли статуэтку — вот такая бородища! Так он аж прыгал от радости. Нашли уже десяток мотыг из рога оленя, медные изделия, прекрасные костяные серпы, проколки, женские статуэтки, новые типы орнамента на керамике. Пойдемте к нам домой, покажу.

Дом — это склад. Или лаборатория? Ящики, пакеты, свертки с находками, на раскладушках сохнут фотографии, на столах сохнут склеиваемые из кусочков костяные изделия, на окне — «Ацетон, огнеопасно!».

— Мы с Всеволодом Ивановичем до четырех обычно на раскопках, потом рабочие уходят, а мы на разведку, пока светло, ну, а уж потом часов до одиннадцати разбираем материал.

Выясняется, что и здесь Маркевич пристроил к разведке школьников, они уже помогли найти несколько поселений. А на будущий сезон он хочет совсем отказаться от наемных рабочих, копать только силами школьников.

— Жалко, скоро мне придется оставить Всеволода Ивановича одного. В ноябре в армию идти, так родители обижаются, надо с ними недельку пожить.

В армию? Разве он еще не окончил университета?

— Да нет... — Валя смущается. — У меня другая специальность. Я вообще-то повар. Вагон-ресторан Москва — Кишинев. Ну, а как сезон, я беру расчет и на раскопки, третий год уже. Экспедиции ведь с весны до поздней осени, так я из одной в другую и перехожу. На славянах был, на скифах... Но все нее, — он поднимает глаза, — я твердо решил: буду специализироваться по триполью. Как Всеволод Иванович.

Понятно?

Он повар. Через три недели уходит в армию. А специализироваться он будет по триолью. Не по скифам, не по бронзе, не по славянам, не по средневековью, а по триолью. Вот так.

Шаг второй

— Видите, какими иногда странными путями приходят в нашу науку, — говорит Георгий Дмитриевич Смирнов, когда я захожу к нему откланяться. — Маркевич из лесничих. Смешно сказать, он только в этом году получил диплом историка, а ведь очень квалифицированный археолог, с серьезным научным багажом. Валя Дергачев — тот кулинар. Его недавно повысили, назначили заведующим производством. Оклад — сто пятьдесят рублей. А к нам идет на пятьдесят, да еще работает от зари до зари...

Да, Валя-повар будет археологом, в этом нет сомнения, как нет сомнения в том, что в отделе, руководимом Смирновым, помогут встать на ноги любому, кто почувствует призвание к археологии, как помогали Маркевичу и Вале.

Но тем обидней, что парень не смог определиться вовремя. И тем притягательней поиск, который ведут педагоги Молдавии.

Конечно, несколько лет назад введение в школе производственного обучения было шагом вперед. Этот шаг давал известное знакомство с жизнью и обеспечивал выпускника некоторым трудовым навыком, зачатком профессии — куском хлеба, грубо говоря. Но теперь настало время делать второй шаг. И отталкиваться нужно от простой мысли: каждый ученик не похож на другого, и каждому следует помочь получить трудовую профессию в соответствии с его человеческой особенностью.

Ничего нового в этой мысли нет, просто школа должна была созреть для того, чтобы такие поиски встали на повестку дня.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены