Ищу Афродиту

Дмитрий Сухарев| опубликовано в номере №856, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Итак, — снова врезаюсь я, — ваши незримые оппоненты ведут целый класс в столярную мастерскую, а конечную пользу получают от этого лишь два-три ученика, в душе которых такая работа находит отклик. Так?

— Именно. Тотальный метод изжил себя хотя бы потому, что»

— Но, извините, ведь мастерская, завод, ферма — это действительно труд, а краеведение все же нечто развлекательное, хорошая форма отдыха, если хотите...

— Нет! Завод — это и есть краеведение!

Тут за нам приходят, и он вынужден покинуть меня, дав на прощание адрес своего методического центра, ведущего борьбу за новые веяния в педагогике. Я записываю и имя: Марк Израилевич Волкомич.

Карбунский клад

Уже нет, кажется, на столе свободного местечка, а Георгий Павлович Сергеев выкладывает из коробок новые и новые предметы. Даже мой непосвященный разум приходит в возбуждение.

Сергеев молчалив и неспешен.

А вот сосуд, в котором хранились все эти богатства. И другой сосуд, поменьше, выполнявший роль крышки.

И пролежало все это в земле не сто, не двести и не триста, а пять тысяч лет.

Пять тысяч лет!

Как-то при слове «клад» приходит обычно на ум кубышка с золотыми (ну, пусть серебряными) монетами или таинственный сундук, припрятанный пиратами (пятнадцать шагов на зюйд-вест от крайнего из вязов, что стоят по дороге к таверне «Веселый покойник»). А когда закапывали вот этот клад, не было не только серебра или золота, а и простого железа, бронзы не было! Четвертое тысячелетие до нашей эры! Едва-едва здесь, в Прутско-Днестровском междуречье, кончился каменный век, уступив место культуре, которую археологи именуют трипольской.

Найти при раскопках трипольских поселений украшение или, скажем, рыболовный крючок из красной меди — удача для археолога. А в карбунском кладе около четырехсот изделий из меди!

— Напишете, а, Георгий Павлович? — спрашиваю с надеждой.

Отказ. Знакомые аргументы: много работы, неудобно свою тему рекламировать. Нет, он писать не будет.

Если мне хочется, могу писать сам. Клад — вот он. Сергеев с Маркевичем потом отредактируют, чтобы не было отсебятины.

Сергеев подсказывает мне, как надо писать очерк.

— Обязательно нужно сказать доброе слово о школьниках, они наши главные находчики! А кружок Маркевнча! Неужели ничего не знаете? Конечно, разве он скажет... Да это же целая история! А олонештский клад — редчайшая коллекция военных доспехов армии Александра Македонского, — тоже ребята навели! Десятки, сотни находок! Про это просто необходимо написать! Ведь у нас есть энтузиасты, которые школьников всей республики поднимают на это дело, у них целая система. Волкомич, например»

Отягощенный многочисленными советами и списками необходимой литературы, покидаю музей.

А к Волкомичу-то надо, брат, идти!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены