Инесса Арманд

Ю Нейман| опубликовано в номере №341, май 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поведение оппортунистов приводит Инессу в негодование. Однако она не отчаивается. Она хочет воздействовать на членов комитета через секретаря молодежи. «... Во что бы то ни» стало нужно издать брошюру о войне... Если с секретарем не выйдет относительно брошюры, то мы... решили издать ее на свои средства... Авось не заедите нас за это. Брошюру издать необходимо... Так что мы с мужеством, достойным лучшей участи, решили пойти на все - даже на то, чтобы быть съеденными, только бы ее издать...»

Она пишет о Париже: «... Париж и парижане сильно изменились - нет прежней веселости, на лицах что-то сосредоточенное; масса женщин в трауре; громадное большинство женщин с измученными лицами. Первый день это новое, невиданное еще выражение на лицах так потрясало, что трудно было удержаться от слез. Такого коллективного, массового горя не приходилось еще видеть - и это ужасно».

Это длинное письмо заканчивается шутливо: «Не сомневаюсь, что Владимир Ильич попросит «популярно рассказать ему» такое бесконечное письмо. Невозмо-о-ожно?..»

Разумеется, Владимир Ильич прочитал это письмо целиком и ответил на него.

После революции Инесса Арманд вернулась в Россию. Она ведет огромную, кропотливую работу в Центральном отделе работниц. Она председатель Губсовнархоза, член бюро Московского губкома, член ВЦИК от Московской губернии, работает в журналах, пишет брошюры, налаживает в «Правде» «Страничку Работницы». И все же Инесса Арманд - Елена Блонина - литературный ее псевдоним - ухитряется выкроить время, чтобы вести у себя дома, для близких своих, политкружок, чтобы иногда по просьбе детей поиграть им на рояле.

Как это удается ей? Это ее секрет. Как умудрялась она учиться в университете, вести серьезную партийную работу, одновременно воспитывая пятерых детей? Собранность, четкость, очень большая целеустремленность. Ленинский стиль работы.

И все-таки она сжигает себя. Страна голодала - Инесса была не из тех, кто способен пользоваться хотя бы маленькими преимуществами. В эти труднейшие для республики годы ее - прежде всегда изящную - встречали в стареньком, потертом платье, исхудалую, измученную. Друзья вспоминают нетопленную комнату, посиневшие тонкие пальцы - пальцы пианистки, - полное забвение себя. Она была как-то всегда убеждена, что она-то все перенесет, ей-то, собственно, все неважно: есть, лечиться, отдыхать. И в Кисловодск она поехала, потому что это было «нужно Андрюше...», сыну, и еще потому, что настояли друзья.

Перед этим она провела огромную, напряженную работу по подготовке 1-й Международной конференции коммунисток.

Какой усталой была она, говорят все встречавшиеся с ней в Кисловодске. Всегда общительная, приветливая, теперь она почти не могла разговаривать с людьми. Целыми днями блуждала она по горам, с книгой в руках. Многим запомнилась ее стройная удаляющаяся фигура в черном платье и светлой шляпе.

Из этого состояния ее вывело сознание всеобщей опасности. На Кавказе орудовали банды белых, Кисловодск эвакуировался. Она настаивала, что уедет последней, в первую очередь нужно вывозить больных, детей, женщин. Она подождет.

И в пути она не думала о себе. Беспокоилась, чтоб достать продукты для туберкулезного товарища. Ликовала, когда что-то удавалось для него сготовить.

В Беслани она заразилась холерой. Трагическая случайность? Но то, что ее организм не смог справиться с болезнью, - это ведь не было случайностью. Перед самой смертью она убеждала врача: «Оставьте меня. Вы можете заразиться. У вас семья».

И еще она беспокоилась, чтоб не заразился Андрюша.

... В Москве, на Казанском вокзале, тело Инессы Арманд встречали Ленин и Крупская. Сколько человеческой горечи в словах Надежды Константиновны, которыми она завершает свои воспоминания об Инессе: «Конечно, мы знаем: «вожди умирают, их дело живет», но когда умирает близкий человек, - тяжело это бывает».

Инесса Арманд - друг Ленина, ученица Ленина, усвоившая дух и суть ленинского учения, - похоронена на Красной площади. Когда будете проходить по Красной площади мимо мавзолея, вспомните и об Инессе Арманд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бои за Перекоп

Как мы организовали военно-патриотическую конференцию

Мой друг

Записная книжка