Имата

Бор Палей| опубликовано в номере №227, август 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Имата была покорена. Агитация Курбанова оказалась сильнее нашей. Она готова была сделать все, что ей скажет Курбанов. Вот почему Имата спросила: «Что же мне сейчас делать?»

И этого жаждал Курбанов. Он хотел вырвать из рядов комсомола не только Имату, но и остальных «честных жен дехкан Палванского кишлака».

«Пойди, поговори с другими женщинами, получившими эти книжки. Расскажи им, что вас всех увезут в Сталинабад, сделают русскими, если вы будете иметь эти книжки. Пойдите вместе к учителю Ахрарову и скажите, чтобы он написал в райком заявление о том, что вас силой заставили пойти в комсомол, вам угрожали, но вы не хотите быть комсомолками».

В этот вечер Имата не пошла на собрание комсомольской ячейки. Украдкой пробираясь вдоль раскаленных дневным солнцем дуба - лов, она шла к кибитке учителя Ахрарова. Но Ахрарова не было дома, не было долго. Напрасно Имата, выглядывая из - за угла, напрягала зрение, слух, стараясь уловить шаги. Фигуру учителя. Кругом было тихо, темная ночь скрыла рядом протекающий арык. Но Имата ждала, ждала долго. Уйти ни с чем?! - Нет, так нельзя. В памяти вставал вчерашний вечер и гнев мужа.

Из ночной темени выросла фигура. Человек вырос у калитки, он хотел пройти во двор, но кто - то сильно дернул его за рубашку. Человек повернулся. Это был Ахраров, рядом с ним стояла Имата.

Почему Ахраров пятился назад, почему он в недоумении, разве впервые он видит у своей кибитки Имату? - Нет. Имата не раз была у Ахрарова с подругами и никогда комсомолец не был удивлен ее присутствием. Но сегодня Ахраров был поражен. Ведь на собрании сказали, что Курбанов запер и держит Имату, не разрешая ей выходить на улицу.

- Пойдем в кибитку, - тихо сказала Имата, - напиши мне заявление в райком, не хочу я ехать в Сталинабад, не хочу покидать кибитку, пусть заберут книжку, мне ее дали насильно.

Ахраров не верил своему слуху. В памяти его выросли дни первого собрания, где, следуя примеру Иматы, ввысь поднялось 8 рук: «Хотим быть комсомольцами». С тех пор прошло 15 дней, вчера утром новички получили комсомольские билеты, а сегодня перед ним Имата просит... нет, этого не может быть, все это невероятно... но рядом с ним стоит Имата и просит: «Пойдем, напиши заявление!».

- Уйди, - гневно крикнул Ахраров и скрылся в черноте ночи.

Облизывая оставшиеся на пальцах капли соуса, Курбанов не переставая напоминал Имате о «плохой книжке», Сталинабаде и горячей мостовой. Курбансв был зол. Языки дехкан могут довести все до района, и тогда... а этого он не хотел. Украдкой он рыл почву, приготавливая ее для новых посевов, всходы которых сводились к тому, чтобы вырвать молодую жену из рук комсомола.

- Этот молодой ишак думает, что я не найду выхода, не сделаю задуманного, - со злостью выкрикнул Курбанов. - У него в голове так же мало ума, как на лице волос, а он пробует равняться с Курбановым. Нет, Ахраров, Имата не будет в комсомоле, этого не. хочу я, мне нужна жена, нужна хозяйка.

Наклонив туловище в сторону Иматы, Курбанов прошипел: «Завтра, когда проревет ишак и дехкане приступят к дневному труду, ты должна пойти к Абдулаеву и попросить, чтобы он написал тебе заявление».

Два рубля, отданные Абдулаеву, сделали свое дело. Человек, для которого было безразлично, для кого что сделать, лишь бы заплатили, написал Имате заявление, полное клеветы, нападок и просьб. Отсчитав шесть километров, Имата пришла в райком комсомола для того, чтобы положить на стол секретаря новый комсомольский билет.

Ходича Иргашева закончила свое выступление, напомнив, что таких, как Имата, в районе много.

Почему Имата оставила комсомол, поддавшись угрозам и агитации мужа? Почему Имата свернула с нашей дороги?

А потому, что мы ограничились очень малым, мы вывели Имату на большую дорогу жизни и оставили ее после этого без помощи и поддержки.

БАУМАНАБАД. ТАДЖИКИСТАН.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены