Иллюстрации Кукрыниксов

опубликовано в номере №595, март 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Беседа с художниками Кукрыниксами

Многогранен талант «единосущной и нераздельной троицын, как называл Максим Горький художников Кукрыниксов, - М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова, ныне народных художников РСФСР и действительных членов Академии художеств СССР.

Мастера сатиры, крупных полотен реалистической живописи, портретов, лирических пейзажей, они снискали себе заслуженную славу и как выдающиеся иллюстраторы книги. Их талантливые иллюстрации к произведениям классиков русской литературы - Горького, Салтыкова-Щедрина, Чехова - широко известны миллионам читателей не только в нашей стране, но и за рубежом.

Три Сталинские премии из пяти, которыми отмечено творчество Кукрыниксов, присуждены им за иллюстрации к произведениям А. П. Чехова, к «Фоме Гордееву» А. М. Горького и к его роману «Мать».

О своей новой работе художники Кукрыниксы рассказали корреспонденту «Смены» следующее:

- Впервые мы иллюстрировали произведения Н. В. Гоголя 15 лет назад. Тогда мы сделали около ста рисунков для трёхтомника избранных произведений, выпущенного Детгизом. Но теперь нас совершенно не удовлетворяет та излишняя карикатурность, которой отличались наши прежние иллюстрации. В новых работах мы стремимся как можно глубже и реалистичнее отразить в иллюстрациях бессмертные творения Гоголя. Его герои, по словам Белинского, облечены в сатирическую форму «именно потому, что в них человеческое в прямом противоречии с тою общественною средою, в которой они живут». Эта мысль проходит красной нитью через всю нашу работу над Гоголем.

Большая графическая сюита - двадцать два рисунка, - выполненная нами чёрной акварелью к отдельному изданию повести «Портрет», представлена ныне на Всесоюзной художественной выставке 1951 года в Третьяковской галерее. Мы хотели на примере героя повести «Портрет», - говорят Кукрыниксы, - раскрыть глубокую личную драму художника, продающего свой талант, постепенное перерождение его и неизбежный трагический конец.

Социальную драму забитого нуждой, беззащитного мелкого чиновника в условиях уродливого николаевского режима и характерную для того времени жестокую бесчеловечность отношений между людьми мы стремимся отразить в иллюстрациях к повести Гоголя «Шинель».

Эта повесть также издаётся отдельной книгой в Гослитиздате. Восемь рисунков (из них шесть цветных) мы сделали для поэмы «Мёртвые души», которая войдёт в двухтомник Гоголя, выпускаемый Детгизом.

Прежде чем приступить к работе над иллюстрациями юбилейных изданий Гоголя, мы долго и внимательно изучали документы той эпохи, в которой жил и творил Н. В. Гоголь. С этой целью мы выезжали в Ленинград и использовали для пейзажей уголки старого Петербурга - Зимнюю Канавку, набережную со сфинксами перед Академией художеств и Невский проспект тех времён.

На вопрос нашего корреспондента, какой род творчества им более всего по душе, художники ответили:

- Больше всего мы любим ту работу, которая нас увлекла в данный момент, на ней мы и сосредоточиваем всё своё внимание независимо от того, иллюстрирование ли это книги, карикатура, плакат или живопись.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены