«Играю я, играют все…»

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1306, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

...и другие футбольные заповеди тренера тбилисского «Динамо» Нодара Ахалкаци

13 мая, после того, как футболисты тбилисского «Динамо» (старший тренер Нодар Ахалкаци), выиграли в Дюссельдорфе со счетом 2:1 у клуба «Карл Цейсс» (ГДР), президент УЕФА Артемио Франки вручил капитану тбилисцев Александру Чивадзе Кубок обладателей кубков европейских стран. На пути к финалу динамовцы победили английский «Вест Хем» (4:1 и 0:1) и голландский «Фейеноорд» (3:0 и 0:2).

Тбилисцы не раз брали верх в споре с самыми именитыми командами, встречаясь с ними в европейских турнирах. Любители футбола запомнили их победы над итальянскими клубами «Интернационале» (1977 г.), «Наполи» (1978 г.) и в особенности над прославленным английским «Ливерпулем», который, кстати, в нынешнем сезоне в третий раз завоевал Кубок европейских чемпионов.

Давным-давно на одном из домов в старом Тбилиси я увидел надпись:

«Танцую я, танцуют все,

Хочиш смотри, хочиш не...»

Эти шутливые простодушные строки зазвучали во мне, когда три года назад я представился старшему тренеру динамовцев Нодару Парсадановичу Ахалкаци.

– Не знаю, смогу ли я помочь вам, – сказал он. – Не вижу смысла во всех этих разговорах.

Я попытался возразить. Ахалкаци внимательно меня выслушал, затем, выдержав театральную паузу в духе мастеров МХАТа, спросил меня:

– У вас есть принципы?

– Разумеется.

– А у меня могут быть принципы? – безразлично, как гроссмейстер, которому заранее известны все ходы, которые сделает неопытный соперник, задал Ахалкаци следующий вопрос.

– Конечно.

– Так вот. Мой принцип: избегать необязательных разговоров, – закончил Ахалкаци. Он, снова помолчал и вдруг сказал: – Впрочем, если это кажется вам необходимым, я отвечу на ваши вопросы.

«Хочиш смотри, хочиш не...» – вновь вспомнились забавные строки, но теперь я ощутил в них не только наивное простодушие.

...Самолет приземлился в тбилисском аэропорту в два часа ночи. Казалось, что «ТУ-154» сел прямо в толпу – столько людей вышло встречать победителей. Мелькали многочисленные флаги, серебристо светился огромный картонный макет Кубка, а мощь болельщицкого «Ди-на-мо»!» ничуть не уступала мощи реактивных двигателей... В каждом из футболистов ощущалась в эти мгновения радость победы, одушевлявшая взгляды, жесты, убыстрявшая речь, придавая ей особую энергию и остроумие. И только Нодар Ахалкаци, словно ничего не слыша, печально смотрел в другую сторону.

Когда я еще в самолете спросил Ахалкаци, чем вызвана эта печаль, тренер ответил:

– А чего веселиться? Надо думать о предстоящих встречах. С «Черноморцем», с киевским «Динамо».

Во время нашей первой беседы Ахалкаци сказал, что всегда отчетливо представляет себе будущую игру – в цвете, во всех деталях. И часто угадывает результат... Я вспомнил об этом, когда тбилисцы в очередных матчах первенства СССР сыграли вничью с «Черноморцем» (1:1) и проиграли киевлянам (0:1). Похоже, что Нодар Ахалкаци еще тогда, в самолете, который привез в Тбилиси Кубок кубков, предвидел, чем закончатся эти встречи. И в тот момент, когда все кругом, казалось, соревновались в изъявлениях радости, размышлял о том, как быстрее преодолеть этот неизбежный спад.

...В Дюссельдорф Ахалкаци прилетел больным: поднялись давление и температура. Обычно во время игры он не встает со своего места, молча следя за ходом встречи. «Окрики с кромки поля крайне редко могут принести пользу, – считает Ахалкаци. – Если ты проиграл в подготовке, вряд ли удастся спасти положение во время самого матча...» На этот раз, во втором тайме, он поднялся и стоя смотрел, как Гуцаев забил гол надежды.

– Это был красивый гол, – замечает Ахалкаци. – А потом и Дараселия забил красивый гол.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены