Идущие впереди

А Одинцов| опубликовано в номере №586, октябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Все в семье Нины спортсмены. Брат Степан - тренер баскетбольной команды, его жена Ольга - тоже баскетболистка, другой брат, Алексей, - центр нападения заводской футбольной команды, сестра Шура - легкоатлет. Нина знает, что такое борьба за десятую долю секунды на беговой дорожке. Поторопиться - значит проиграть. Нина помнит, как однажды, когда она впервые вышла на беговую дорожку, она пробежала стометровку раньше других девушек. Запыхавшаяся, раскрасневшаяся, она подошла к братьям, ожидая похвалы, но Степан нахмурился и сказал:

- Бежала очень плохо. Никакой техники, а одной силой не возьмёшь. Надо знать, наблюдать, думать. - Он взял её за руку. - Ишь, какой пульс! Безобразие.

Чувство ритма, чувство времени пришло не сразу. Оно входило постепенно. Оно закаляло волю, развивало наблюдательность.

Знать, наблюдать, думать, открывать стало для Нины самой жизнью, бытом, привычкой.

И тогда, когда в её бригаде осталось трое, возникли новые вопросы, требовавшие немедленного решения.

Работая отдельщицей, Нина увидела, что у неё ещё остаётся время помочь мотористке, увидела, что многие рабочие приёмы можно упростить. Инженер-технолог в цехе, педагоги в школе рабочей молодёжи помогли ей в расчётах. Так возник новый технологический процесс, повышающий производительность труда на 42 процента. Но как это доказать Андрееву и другим бригадирам, которые считают, что «секунда не время»?

Кто прав, покажет хронометраж. И часы начали отсчёт секунд.

- Какие детали сейчас набиваете? - спрашивает у Нины инженер.

- Зуб ковша шагающего экскаватора, - отвечает бригадир.

Первая операция - установка подмодельной плиты на стол формовочной машины. Вместе со своими машинистами Нина поднимает пневматическим подъёмником плиту и закрепляет её болтами. Она видит, что машинисты бригады Андреева это делают быстро, но одни, без помощи бригадира. Он терпеливо ждёт, когда машинисты закончат эту работу.

- Двадцать восемь секунд - Силкина, тридцать две секунды - Андреев, - объявляют хронометражистки и записывают.

Андреев хмурится и что-то говорит своим машинистам.

На следующей операции бригада Силкиной опять выигрывает пять секунд. Нина улыбается, но тут же ей становится неудобно, и она кричит своему сопернику:

- Помогать надо, товарищ Андреев, помогать машинистам!

... Пройдёт несколько дней, и об этом соревновании напишут в заводской газете, а ещё через некоторое время из Москвы из издательства придёт на имя Нины письмо с просьбой написать книгу о новом методе, но сейчас она этого не может знать.

Следующая операция - заполнение опоки наполнительной смесью. Нина видит, как Андреев открывает бункер и формовочная земля постепенно заполняет опоку. Машинисты Нины Арефьева и Лопаткова чуть запаздывают, и Андреев, видя это, подмигивает Нине. Но все движения продуманы заранее. Девушки открывают бункер сразу, и земля моментально наполняет опоку. Нина помогает разравнивать землю.

«Двадцать пять секунд - Андреев, тринадцать секунд - Силкина», - записывают хронометражистки.

Доля секунды! Она ещё вчера советовала Андрееву включать встряхивающий механизм ногой, а не рукой. Так быстрее. В этом секрет успеха на этой операции. Пока нога держит пусковую скобу, руки свободны и могут утрамбовывать землю. Но вчера в ответ на это предложение бригадир только усмехнулся. А вот сейчас проиграл на этом ещё тридцать пять секунд.

- Ничего, всё равно догоню! - задорно кричит Андреев.

Он видит, что девушки не торопятся, что движения их точны и размеренны. Сам он спешит. Видя, что Нина помогает машинистам, он бросается то к одному, то к другому. То ищет болт, то долго трамбует землю, мешая машинисту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О любви

Глава из второй части романа «Открытая книга»