И звезда с землею говорит

Сергей Ветров| опубликовано в номере №1422, август 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наука — техника — прогресс

Не так давно в Дели проходила Генеральная ассамблея Международного астрономического союза. Самым молодым участником на ней был Фируз Сахибов. Кандидат наук, председатель совета молодых ученых Института астрофизики Академии наук Таджикской ССР. Круг его интересов лежит в области внегалактической астрономии.

— Почему? — Фируз улыбается. — Наверное, потому, что это самая молодая область астрономии. Аристотель писал о неизменяемости Вселенной. Теперь мы знаем: она меняется, и меняется стремительно. В космических представлениях человечества за какие-то несколько десятков последних лет произошла настоящая революция. И внегалактическая астрономия сыграла в этом решающую роль. Скажем, вычисление скорости «разлета» галактик позволило установить возраст нашей Вселенной: двадцать миллиардов лет. Взгляд на другую галактику — это всегда взгляд в прошлое. Ведь даже одну из ближайших, туманность Андромеды, мы видим такой, какой она была миллион восемьсот тысяч лет тому назад... Так обыкновенный телескоп превращается в фантастическую «машину времени». Вселенная интересна тем, что в ней все время что-то происходит. Взрываются ядра галактик, вспыхивают сверхновые звезды... Конечно, все это очень далеко от нас, но мы связаны с космосом значительно теснее, чем это казалось. Один из моих учителей, И. С. Шкловский, высказал гипотезу: динозавры вымерли потому, что в конце мелового периода где-то в нашей Галактике вспыхнула сверхновая звезда. Эта вер сия пока не опровергнута.

Ну, а использование космоса вообще стало для нас привычным. Гол, забитый Марадоной в Мексике, поражает нас больше, чем то, что эта «картинка» примчалась через космические дали. Человечество умудрилось использовать для своих житейских надобностей даже космическое излучение. Когда московским метростроевцам нужно было узнать вес крупнейших зданий в центре столицы, это было сделано с помощью так называемых «мюонных телескопов». Объяснять физический смысл эксперимента долго. Главное — задача была выполнена. Гостиница «Москва» весит сорок пять тысяч тонн. Вместе с табличкой «Свободных мест нет».

Мы разговаривали в Гиссарской обсерватории. Это недалеко от Душанбе. Стояла теплая южная ночь. Давно погасли огни кишлаков. В обсерватории шла обыкновенная, будничная работа. Метеоры, кометы, планеты, звезды оставляли следы своего бытия на стеклянных фотопластинках.

В одной из древнейших иероглифических надписей, найденных в Египте, сказано: «Когда люди узнают, что движет звездами, сфинкс засмеется, и жизнь на Земле иссякнет». Вселенная бесконечно многообразна, и бесконечны пути познания. Сфинкс не засмеется никогда...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Фактор внимания

Начало трудовой биографии... Важный и не всегда простой период в жизни молодого человека

Представление о прекрасном

Молодые мастера искусств