И все-таки следы остаются

П Волин| опубликовано в номере №866, июнь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

На одежде сбитого остался и едва заметный след автомобильной краски. Но как определить состав красителя? Сделать это обычным химическим путем невозможно. Краска, нанесенная ударом, переходит в необратимое состояние и не растворяется. Бессилен был в данном случае и рентген. Для исследования краски в рентгеновских лучах ее требуется не меньше восьми миллиграммов. А такое «большое» количество редко остается на микроследе. Тан было и в этот раз.

И тогда работники института нашли другой метод — метод электронно-графического анализа. Пучок электронов, проходя через исследуемое вещество, отражается от граней кристаллической решетки этого вещества несколькими самостоятельными пучками под строго определенным углом. Направление этих пучков и величины углов безошибочно говорят о структуре вещества. Так выясняется состав краски по малейшему ее следу.

...Электронно-графический анализ показал, что след краски на одежде сбитого человека оставлен взятым под подозрение грузовиком. Когда шоферу этой автомашины предъявили заключение экспертов, он тут же сознался в преступлении.

На помощь криминалистам приходит и кибернетика (например, для быстрейшего нахождения преступников-рецидивистов по отпечаткам пальцев) и инфракрасное облучение. Именно с помощью инфракрасных лучей было проведено одно из «мирных» расследований в Вильнюсском университете. Здесь хранятся математические рукописи XVI—XVII веков. Однако прочесть их было невозможно, так как чернила давно выцвели. Криминалисты с помощью инфракрасной люминесценции «оживили» древние документы и сняли с них фотокопии. Благодаря этому ценнейшие рукописи стали доступными для всех.

Логика плюс знания плюс техника

— Выходит, времена Шерлока Холмса прошли? Главное теперь в расследовании преступлений не логика, а наука? — спросил я ученого секретаря института Александра Штромаса.

— Нет, почему же. Логика, конечно, остается нашим компасом. Но теперь у нас, если уж и дальше пользоваться морской терминологией, много и других «навигационных» приборов. Научные знания, отличное техническое вооружение, знакомство с особенностями различных производств — все это помогает нам точнее искать путь к истине. Во всяком случае, идти к ней теперь гораздо быстрее, чем шел прославленный герой романов Конан-Дойля.

Приведу вам такой пример,— продолжал Штромас.— На одном из предприятий возник пожар. Надо сказать, что для нас, криминалистов, пожар имеет одну специфическую особенность: почти всегда сгорают в первую очередь те предметы, которые и явились непосредственной причиной возникновения огня. Скажем, спички, промасленная ветошь, материалы, хранившиеся с нарушением противопожарных правил.

Так было и в тот раз. В одном из помещений сгорело все, в том числе и электропечь. Следователь же все более укреплялся в версии, что пожар возник именно из-за печи, оставленной на ночь включенной одним из работников склада. Мы должны были или подтвердить, или опровергнуть эту версию. Но как это сделать? Печи-то ведь нет!

В архивах разыскали старую, завалявшуюся фотографию помещения. А на ней увидели печь. Правда, изображение было крохотным. Но оно-то и помогло нам найти истину. Ну, во-первых, наши фотолаборанты увеличили изображение настолько, что мы смогли увидеть печь в натуральную величину. Затем измерили диаметр электроспирали и расстояние от нее до окружающих предметов. Дальше по формулам теплотехники мы рассчитали, что фанера, хранившаяся в складе, могла загореться через два часа после включения печи. А как раз в это время и был замечен дым в помещении.

Таким образом, суд мог совершенно достоверно установить, что именно включенная электропечь послужила причиной пожара.

Как видите,— закончил свой рассказ Штромас,— одной «шерлокхолмовской» логики оказалось мало. Для доказательства потребовалось искусство фотографов, совершенная аппаратура, знание физики.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гианэа

Научно – фантастический роман. Продолжение. Начало см. в № 11