И вместе с ним и на коньках

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1105, июнь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я никогда не спрашивал Ирину Роднину о каких-то высоких материях, связанных со спортом. Даже тогда, когда такие вопросы и вертелись у меня на языке. Достаточно было взглянуть на Ирину, чтобы сразу отказаться от подобной попытки. Ее насмешливый взгляд и озорная улыбка сразу сбивали любую патетику.

— Красота? Это чтобы «реберность» была хорошая и ход...

— Балет? Ну что ж, и балет нравится. А еще хоккей. И вообще содержание спорта — борьба, а красота — следствие...

Года три-четыре назад Ирина любила «завести» собеседника, задающего вопросы, ответы на которые, как ей казалось, заранее ясны. Она словно излучала смелость и радостную энергию. И ты сразу чувствовал, что у этого «птенчика», как ее тогда называли, в груди «сердце маленьким боксером проживает».

А на льду красота, музыка, свет... И мужественный рыцарь-партнер бережно ведет свою очаровательную партнершу. И потом они оба улыбаются. И в том, что они умеют оставить все свои страдания за кадром, они не видят какой-то своей особенной заслуги. Таков закон спорта. Ведь они фигуристы. И должны выходить на ледяную арену с улыбкой...

Сегодня пары Ирина Роднина — Алексей Уланов не существует. Есть новый дуэт Ирина Роднина — Александр Зайцев.

...Никогда не забуду братиславский Зимний стадион, где проходил чемпионат мира этого года. Зал украшен красными, розовыми, белыми гвоздиками. Зал ждет...

И вот они начали. «Вдоль по улице метелица метет...» И вместе с мелодией — неотделимые от нее — зазвучали в сознании слова: «Ты постой, постой, красавица моя...» «Постой», потому что нельзя, чтобы это прекратилось, потому что каждое движение Ирины Родниной дарит зрителю счастье и остается в его сердце...

А Александр Зайцев бережно ведет свою партнершу, забыв о себе и помня только о ней...

Прыжок в два с половиной оборота в медленной части. Неожиданный и закономерный. «Не темпом лишь определяется характер эмоций, — говорит Станислав Жук. — В каскаде прыжков, в скорости может выразиться глубокое, даже элегическое чувство, а в плавном, медленном движении может таиться эмоциональный взрыв». И вдруг тишина. Музыка исчезла. А Ирина Роднина и Александр Зайцев продолжают кататься, продолжают петь свою песню. И эту мелодию услышал весь зал. Зрители стоя аплодировали фигуристам, а в ритме аплодисментов продолжал жить ритм «Метелицы». Выступление Ирины и Александра длилось пять минут шесть секунд — всего на секунду меньше, чем показывает хронометраж их программы.

А потом Ирина смеялась, а Саша, забывшись, улыбался углом рта и тут же — нельзя же позволять себе лишнее! — гасил улыбку. А на лед летели красные гвоздики и апельсины, и всем в зале задолго до того, как судьи дали оценки, было ясно: конечно же, только они, только Ирина Роднина и Александр Зайцев, достойны сегодня звания чемпионов мира в парном катании.

Как позже выяснилось, в радиокабине неожиданно отключился ток. Руководитель судейской бригады Карл Эндерлинг дал знак фигуристам, что они могут прекратить кататься.

— Но сначала-то я услышала, как Жук крикнул: «Катайтесь!» — сказала вечером на пресс-конференции Ирина Роднина, — а потом уж заметила сигнал судьи. Я привыкла слушаться тренера.

— По правилам Ира и Саша имели право выступать до конца, — сказал Станислав Жук. — К тому же они уже откатали половину программы. А стартовать во второй раз было для них тяжело...

Я разговаривал с одним из лучших фигуристов всех времен, чемпионом мира 1962 года канадцем Дональдом Джексоном (его прыжок — тройной лутц — до сих пор никому не удалось повторить).

— Роднина и Зайцев — большие чемпионы. Невозможно было поверить, что они выступают без музыки. Я бы, например, не смог сделать то же, что они. Поражает гармония, которой им удалось достичь. Фигуристы катаются вдвоем, но на льду они единое целое. Мне особенно нравятся их прыжки и акробатика.

Ирина Роднина — лучшая партнерша из тех, кого я когда-либо видел. Ее катание — это одновременно сила и чувство.

Зайцев великолепно подготовлен атлетически. И он умеет помочь своей партнерше с истинно мужским тактом.

Эти фигуристы выступают с таким подъемом, что заставляют каждого зрителя мысленно кататься вместе с ними...

Уверен, что если бы год назад кто-нибудь предположил, что Александр Зайцев поднимется на высшую ступень пьедестала почета, ему скорее всего ответили бы: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Ленинградец Александр Зайцев (20 лет, рост 176 см, вес 74 кг) не подавал особенно больших надежд. Его высшее достижение — 10-е место (в паре с Ольгой Давыденко) на первенстве СССР 1970 года.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Голуби

Рассказ

Канатоходцы

Фантастический роман