Грабёж

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1473, октябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

— А где мы возьмем валюту через десять лет, чтобы выкупить Родченко обратно?..

Вопрос, понятно, остался без ответа, и спросивший, как нам известно, работает пока на прежнем месте — «гласность, товарищи, гласность!» Слово, оно, конечно, сегодня не наказуемо, да только по-прежнему прислушиваются к нему редко. К этому — стоило бы: через десять лет валюты этой самой — на выкуп — потребуется куда больше, чем сегодня. По подсчетам издающегося в США антикварного справочника, цены на произведения искусства, только начиная с 1946 и по 1976 год, поднялись на 975 процентов!.. Что же дальше? И о чем в таком случае думают сегодня те, от кого это зависит? Или десять лет представляются им сроком вполне достаточным, чтобы сменить руководящее кресло на пенсионный покой? Так ведь и у них есть дети!..

И, наконец, последнее, чего упустить никак нельзя.

Аукцион Сотбис в Москве прошел в июле. Газеты по свежим следам его приветствовали, дружно отметив как будто бы и не вызывающую сомнений полезность мероприятия. Правда, полезность эта расшифровывалась как-то туманно, что-то осталось недоговоренным. И не случайно уже месяц спустя раздались отрезвляющие первый ажиотаж голоса, принадлежащие — что очень важно — людям двух разных поколений. Так, Евг. Евтушенко писал в «Литературной газете»: «С одной стороны, хорошо, что русскую живопись увидят в других странах, что молодые художники благодаря этому деньгопаду с капиталистического неба смогут дальше спокойно работать, не суетясь ради поденщины. Но все-таки кошки скребли у меня на сердце.

Почему мы сами не могли у себя купить эти картины? Все это опять пахнет национальным самоворовством».

Весьма примечательное и заставляющее задуматься замечание сделал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «И у меня аукцион Сотбис вызвал протест, крайний протест, как и разъяснение в «Советской культуре», что благодаря таким аукционам за рубежом лучше будут знать наше искусство. Продавать Удальцову в то время, когда Советский фонд культуры получает ее из-за границы в дар? Да нам дарить ничего не будут после этого!»

Итак, первый аукцион, пусть и не давняя, но уже история — время подвести хотя бы некоторые итоги.

Не место тут касаться весьма странного, на наш взгляд, распределения доходов, из которого следует, что шестьдесят процентов выручки получает владелец, десять — фирма, устроившая аукцион, и тридцать — Министерство культуры, имеющее к проданным вещам более чем сомнительное отношение, поскольку принадлежат они частным лицам. Не жирно ли — тридцать процентов в валюте за аренду помещения и не похоже ли это на лишенные всякой логики ведомственные поборы, столь процветавшие в прежние годы?.. Но это, так сказать, побочная тема. Важно другое.

Коммерческий обмен произведениями искусства необходим, но только в том случае, когда речь идет действительно об обмене и только современных мастеров. С этим можно — не без известных, конечно, оговорок — согласиться. Однако, как мы знаем, в числе проданных были и неповторимые уже мастера русского авангарда, вошедшие в хрестоматии мирового искусства. Были здесь также и произведения молодых наших живописцев, тех самых, которые еще недавно продавали свои картины иностранцам только потому, что нашим музеям запрещалось покупать их даже за символическую цену. Так вот, не будем ли мы кусать локти, что и новые их произведения — теперь уже с помощью аукциона на родине — уходят в те же далекие адреса? Это первое. Не менее важно и второе.

Аукцион, как известно, предполагает широкие и равные возможности участия в нем. Отсюда вопрос: а стоило ли вообще проводить аукцион Сотбис в Москве, если среди покупателей не было ни одного представителя наших музеев и все объявленное к продаже, естественно, без конкурентной борьбы, снова ушло за отеческие наши пределы? Посмотреть, как это происходит? Что ни говори, это тот случай, когда обидно быть только зрителем. А ведь те самые тридцать процентов валюты, «за так» попавшие в бездонный карман Министерства культуры, вполне могли бы — с того же самого аукциона — пополнить коллекции и Русского музея, и Третьяковской галереи, которые, как известно, находятся. под эгидой опять-таки того же самого министерства! Вопросы, вопросы...

И хотя мы твердо уверены, что на следующем аукционе в Москве дело не дойдет до Рафаэля и Тициана и все, о чем рассказано в нашей хронике, будем мы вспоминать как страшный сон, ставить полновесную точку пока рано...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Спринтер или стайер?

3 апреля 1920 года родился Юрий Маркович Нагибин