Горячий полюс Нурека

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1296, май 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Накануне XXVI съезда КПСС гидростроители Нурека рапортовали, о завершении строительства самой высокой в мире плотины ГЭС. Сейчас многотысячный отряд строителей сосредоточил усилия на возведении Байпазинской и Рогунской ГЭС – очередных мощных энергетических звеньях Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса.

На берегах Вахта рядом с гидроузлом вырос город. Теперь ему 20 лет. Нурек стая крупным административным, культурным, демографическим центром, которому отныне предстоит жить самостоятельной жизнью, идти по своему пути, хорошеть. Это не всегда просто – выбрать первый путь. Но это необходимо.

О том, насколько важно, решая задачи промышленного освоения новых регионов, решать одновременно проблемы закрепления кадров на новых предприятиях, в новых городах, строя в достаточном количестве объекты социально-культурного комплекса, шила речь на XXVI съезде партии.

В этом смысле стоит проанализировать опыт и проблемы Нурека. О непростой истории молодого города, о его сегодняшнем дне, о том, с чем он ждет в день завтрашний, рассказывается в этом очерке.

Митинг был назначен на жаркий послеполуденный час, когда солнце, обойдя синезубый перевал Шар-Шар, белым раскаленным шаром повисло, казалось, над самой плотиной. Наверное, можно было перенести торжество и на завтра, на более удобное для всех и не столь жаркое время, но строители рассчитали точно – последний кубометр суглинка в тело плотины приходился именно на тот послеполуденный час, и искусственно отодвигать его не захотели.

Накануне начальник участка основных сооружений Иван Харитонович Безуглов позвонил в Нурекский горком партии и сказал, что все, баста, бригада Гагулаева вышла на предельную отметку и завтра в 2 часа дня бульдозеристы разровняют последнюю горсть суглинка -на верхней оконечности ядра плотины. Событие, конечно, не самое главное за время строительства, особенно если учесть, что впереди работы еще ой сколько (Безуглов имел в виду бетонную шубу плотины, которую нужно закончить), но все-таки отметить надо, как-никак последний кубик фунта. Мурад Еров, секретарь горкома, поблагодарил Безуглова за радостную весть и сказал, что все понял.

С обеда из города наверх, к плотине, потянулись седые от пыли автобусы, «газики», обтянутые брезентом полуторки. Рядом с пожилыми аксакалами в праздничных халатах на сиденьях теснились пионеры, музыкальные работники, швейники, строители, садовники – словом, все те нурекчане, от мала до велика, кому обстоятельства позволили принять участие в торжестве. Город, привыкший чутко откликаться на любые события, происходящие, на строительстве, готовился всем миром порадоваться еще одной трудовой победе. Их у нурекчан было уже немало, этих побед: вспоминались и закладка первого кубометра бетона в ядро плотины, и перекрытие бурной речки, ввод в строй гигантских тоннелей, поочередный пуск всех девяти агрегатов станции, первый миллиард киловатт выработанной анергии и много, много других.

Были свои праздники и у города, пусть не столь значительные в масштабах страны, но не менее радостные для самих Нурекчан: ввод в строй первой котельной, первого многоквартирного жилого дома, первого кинотеатра, присвоение наименования первым улицам, пуск знаменитых нурекских фонтанов...

Впрочем, неверно было бы разделять историю города и историю строительства Нурекской ГЭС. Потому что двадцать лет город жил ритмом стройки и любая победа была победой общей, творением ума и рук нурекчан и тех, кого связала с молодым городом на Вахше рабочая эстафета.

И вот последний кубометр суглинка. По-настоящему постигнуть, что значил он для тех, кто год за годом воздвигал самую высокую в мировой практике плотину, можно, лишь стоя здесь, на ее гребне, на самой верхней отметке трехсотметровой насыпи, преградившей путь неистовому Вахшу. Величавым и спокойным кажется отсюда рукотворное море, застывшее в каменных ладонях гор. На 70 километров пролегло оно по дну ущелья, омывая своими водами крутые скалистые берега, окрашенные по весне алым маковым цветением. Невозможно представить, что в иных местах глубина водохранилища достигает 200 метров: так прозрачна и тиха бирюзовая чаша. Зато по другую сторону плотины клокочет, пенится, бурлит Вахт, вырвавшийся на волю, отдавший мощь свою гигантским турбинам. Уносится река дальше со скоростью поезда, сплетая водовороты, бьется о пороги, звенит галькой по нешироким разливам, прозрачная, чистая, сохранившая прохладу ледников. Один берег реки вырастает к небу горными вершинами, а на другом, вдоволь Напоенном водой, зеленеет рощами, звенит фонтанами, рокочет гулом автомобильных моторов город Нурек.

История его, теперь уже перешагнувшего порог своего двадцатилетия, схожа в общем-то с историей многих городов энергетиков. Немало в этой истории событий важных и радостных, немало и моментов, прямо скажем, драматических. Это и понятно, строительство подобных городов никогда не было делом легким и не обходилось без проблем. Перелистаем же некоторые страницы истории Нурека.

Страница первая... Впрочем, быть ей лишь предисловием.

Рассказывают, что первый начальник строительства в Нуреке Семен Константинович Калижнюк, человек легендарной судьбы, бывший конармеец, в далеких двадцатых годах преследовал на склонах Пулисангинского ущелья басмаческие банды. И при коротких передышках, глядя вниз с каменных уступов Вахшского хребта на стремительный бег реки, командир конного эскадрона не однажды говорил своим товарищам по оружию, что бьются они с бандитами на берегах будущего моря и недалеко то время, когда в этом самом месте даст электричество в горные кишлаки самая мощная в красном Таджикистане электростанция. А рядом с ней вырастет белокаменный город, в котором будут жить счастливые люди, и будет у них всего вдоволь. И бойцы, сидевшие на взмыленных лошадях, верили каждому слову своего командира. Впрочем, тогда это были только мечты, пусть даже родившиеся в сердцах сильных и смелых.

Но как же много вместила в себя наша эпоха, если Калижнюк все-таки дожил до начала воплощения своей мечты, когда проснулась от рокота тракторов и бульдозеров Вахшская долина и началось великое и трудное преображение этой выжженной солнцем, раскаленной земли!

С тех пор минуло двадцать лет. Чего только не пережито Нуреком за два десятилетия: палаточно-барачная юность, градостроительные всплески, периоды затишья и сомнений. Сомневались, ставить ли город современным и капитальным или оставаться ему временным, скроенным из деревянных коттеджей и другого малорослого и недорогого жилья. Проектировщики из Гидропроекта стояли поначалу за то, чтобы, как говорится, обойтись малой кровью. Доказывали, что надобность в большей части капитального жилья после ввода всех очередей гидроузла отпадет, впустую окажутся израсходованными немалые средства. Городские власти придерживались точки зрения противоположной – Нурек должен быть под стать гидроузлу, этому величайшему творению человеческого разума и воли, городом будущего, промышленным и культурным центром региона.

В конце концов решили строить город на века. Но к тому времени не был готов генеральный план застройки, а ставить город немедленно заставляла жизнь. И начали строить, поручив проектирование жилья Ташкентскому отделению Гидропроекта, организации более сведущей в разработке гидросооружений, нежели городов.

Скоро всем стало ясно, что поручать проектирование города следовало организации, на этом специализирующейся. Только в этом случае застройка жилых кварталов была бы подчинена какой-то системе, а сам город обрел бы ему лишь свойственное архитектурное лицо. Но переигрывать что-либо было поздно, четырех- и пятиэтажными домами оказались застроены основные улицы города, сложилась и его центральная площадь, выходящая к Вахшу. В Нуреке, казалось бы, было все функционально необходимое городу – школы, магазины, общественные- здания, КБО, больничный комплекс и прочее, но и сами нурекчане и их гости чувствовали, что из-за стереотипных архитектурных форм, бессистемности застройки облик города многое потерял.

И остаться бы таким Нуреку еще надолго, если бы не вмешательство самых высоких инстанций. Случилось это в 1968 году. Комиссия, побывавшая на строительстве гидроузла и города, отметила низкий уровень именно градостроительства. Были намечены меры для приведения уже построенных зданий в надлежащий вид, исправления ранее допущенных ошибок. Нурек заслужил право не только называться энергетической столицей, но и быть ею.

Последующие несколько лет стали для города периодом возрождения, его архитектурного, социального преображения. Нурекчане, отнюдь не лишенные чувства юмора, даже называют эти годы нурекским Ренессансом. Тогда же был наконец завершен и утвержден генеральный план города, учитывающий требования современного градостроительства. И вскоре украсился фресками Дворец культуры энергетиков, на фасадах зданий, выходящих на улицы, появилась ажурная вязь, выполненная в национальных традициях, были реконструированы балконные ограждения. На центральной площади забили знаменитые нурекские фонтаны, там же встала ажурная белокаменная галерея, архитектурный рисунок которой перекликается с галереями древнейших городов республики. Нурек возмужал за счет солидных пяти- и девятиэтажек с глубокими лоджиями, вытянулся вверх, оделся в зелень садов и парков. Одних только деревьев в Нуреке сейчас более 70 тысяч. Это не считая цветников, газонов, кустов. Улицы, прежде покрытые густым слоем пыли, были заасфальтированы, зашелестела на ветру зеленая кипень садов там, где прежде земля рассыхалась от зноя.

В центре Нурека встал современный универмаг, открылись новые кафе. Детские сады, пусть даже построенные по типовым проектам, смотрятся как украшение города благодаря солнечным мозаичным панно, одетым в гранит фонтанам. Не поскупились строители и на пионерский лагерь, выбрав для него место на самом берегу Вахша, и, нисколько не преувеличив его достоинств, назвали «Горной сказкой».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Общежитие

После выступлений «Смены»