Горячее сердце народа

П Лопатин| опубликовано в номере №486, август 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

«В Москве — враги!» Эта весть, как молния, проносится над страной. Вся Русь встаёт на защиту родного Кремля: под водительством Минина и Пожарского грозной лавиной катится к столице народное ополчение.

Горячие схватки идут в захваченном врагами городе. Дом за домом, улицу за улицей отвоёвывает от врага вооружённый народ. Враг уже выбит из Белого города и Китай-города. И ранним осенним утром медленно, со скрипом открываются тяжёлые кремлёвские ворота: враги сдаются на милость победителя. Жалкие, оборванные, голодные, они стоят у кремлёвской стены. А москвичи и нижегородцы, костромичи и волог-жане, поморы и сибиряки мощной волной вливаются через Красную площадь в ворота освобождённого Кремля.

Наступает вечер. Но на железных ставнях боярских хором не задвигаются, как обычно, засовы, не перегораживаются решётками улицы. Москва не спит. Из подмосковных сёл и слобод, с берегов Яузы и Неглинки, от Арбата и Крымского брода толпы людей идут к Кремлю — к его зубчатым стенам, к его строгим башням и златоглавой колокольне Ивана Великого, что выше всех поднялась на Кремлёвском холме. В эту ночь победы народ особенно гордится своим Кремлём, свидетелем народной доблести, которую никто не сломит, ничто не поколеблет...

В 1713 году волею Петра столица России перенесена на берег Балтики — в Петербург. Но попрежнему величественной, строгой громадой высится Кремль, и попрежнему Москва остаётся сердцем русского народа.

Сюда с далёкого севера приходит Михайло Ломоносов и здесь, уже будучи академиком и великим учёным, основывает первый русский университет. В Москве уже открыты первые школы, первая гимназия, русский театр. В Москве выходит первая русская газета, и буквари, напечатанные в Москве, расходятся по стране, достигая даже далёких сёл Сибири.

Народ любит Москву, и это особенно ярко проявляется, когда летней ночью 1812 года через пограничную реку Неман переправляется наполеоновская «армия двунадесяти языков», угрожая чести, свободе и независимости русской земли.

Уже остались позади Смоленск, томительное отступление и великая битва под Бородиным. Уже в Филях мудрый Кутузов решил, спасая Россию, отдать врагу любимую Москву и древний родной Кремль. Молча проходит мимо Кутузова отступающая из Москвы русская армия и впервые, видя любимого полководца, не кричит «ура».

Наполеон — на Воробьёвых горах. Перед ним лежит давно желанная Москва: золотые купола церквей, тенистые сады дворянских усадеб, стены и башни Кремля. Наполеон ждёт. Ещё недавно французы стояли у ворот Венеции, Берлина, Вены, Рима, Амстердама, и всякий раз к ним почтительно выходили делегации, в знак покорности поднося ключи завоёванного города. Но здесь «не пошла Москва моя к нему с повинной головою! Не праздник, не приёмный дар,— она готовила пожар нетерпеливому герою...»

«В Москве— враги!» И снова эта весть, как два века назад, разносится по стране. Грозно подымается русский народ. На громадных просторах родной земли бушует пламя партизанской борьбы. В партизанских отрядах люди всех возрастов, всех званий и сословий: крепостные крестьяне и офицеры, дворовые люди московских вельмож и солдаты, женщины, старики, подростки. А в окрестностях Москвы, как сжатая пружина, готовая к сокрушительному броску, ждёт приказа к наступлению кутузовская армия...

Холодным осенним днём, уже обречённые на гибель, наполеоновские полки уходят из Москвы.

Город свободен от неприятеля. Тысячи москвичей возвращаются на пепелище и бродят среди развалин. Однако сожжённая, разорённая столица и старый Кремль, опалённый пожаром, ещё ближе сердцу русского •народа"...

Идут годы. Всё шире, всё выше растёт Москва. Великие русские зодчие украшают её бессмертными творениями. Москва принимает у себя Жуковского и Пушкина, Грибоедова и Лермонтова, Герцена и Белинского, Сурикова и Чайковского. Здесь проводит свои юные годы Достоевский, здесь умирает Гоголь. В Московском университете учатся и преподают великие русские учёные, ореди них Тимирязев, Сеченов, «отец русской авиации» Жуковский.

В Москву не раз приезжает Владимир Ильич Ленин. Под прямым влиянием Ленина в Москве создаются марксистские кружки, которые в 1905 году составили революционный авангард пролетариата. Начинается славная боевая жизнь Московской организации большевистской партии.

Грохотом орудийных залпов проносится над Москвой революция 1905 года. Бои разгораются по всей Москве. Баррикады, изрешеченные пулями, переходят из рук в руки. Героически сражаются рабочие на Красной Пресне. Но революция 1905 года терпит поражение: рабочие ограничиваются обороной, а «оборона есть смерть вооружённого восстания» (К. Mapкс).

Эту заповедь вооружённой борьбы крепко помнит народ в Октябрьские дни славного 1917 года. В Москве тревожно гудят заводские сирены, призывая рабочих на борьбу. Широким кольцом рабочие окружают московский центр, занятый белыми. Бои идут у кремлёвской стены. Красногвардейцы врываются в Кремль.

Враг сдался. Кремль взят. Социалистическая революция победила!..

Весенним солнечным днём 1918 года в Кремле появляется Владимир Ильич Ленин, 12 марта 1918 года Москва становится столицей Советской страны. И под водительством Ленина и Сталина, в огне гражданской войны, Москва, как встарь, снова собирает необъятную советскую землю в единую, свободную федерацию советских республик. На московском Кремле гордо реет красный флаг. И несравнимо больше, чем когда бы то ни было, несравнимо глубже, чем прежде, по-иному, по-новому Москва становится горячим сердцем великого советского народа, его славой и гордостью. Потому что «...мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот» (А. Жданов).

И Москва не та, и отношение к Москве иное.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены