Город акробатов

А Кулаков| опубликовано в номере №990, август 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Издавна считалось, что прыгун на дорожке должен быть отчаянной храбрости человеком. А лучшие условия для проявления смелости — обстановка задора, азарта, когда каждый своим прыжком «заводит» другого. Михаил Страхов такую методику подготовки отверг. Василию Скакуну храбрости было не занимать. Но тренер сдерживал его пыл, учил продуманному и основательному освоению техники сложных прыжков. Тысячу раз отмерь! — вот принцип работы Страхова.

Недавно я слушал доклад Михаила Владимировича на всесоюзной конференции по акробатике. На кафедру поднялся невысокий, сухощавый, далеко еще не в годах, но уже седой человек с пухлой папкой в руках. Папку эту он сразу отложил и начал говорить тихим, проникновенным голосом. Временами он замолкал и смущенно всматривался в аудиторию — понятно или нет? Объявили перерыв, и тут вдруг Страхова захватили плотным кольцом, как это бывает на встречах со знаменитым киноактером. Только просили у него, естественно, не автограф. На Страхова сыпались вопросы. Расспрашивали не дилетанты, а лучшие специалисты страны.

Как укрощается «крокодил»

В Ставрополе батут — такая же распространенная вещь, как волейбольная сетка. Современный батут удобен: легкая рама с метровыми ножками превращается за несколько минут в компактный багаж. Куда бы акробаты ни собрались компанией, батут всегда с ними. И начинается поток невероятных вращений, всегда собирается народ, и глядишь — еще в одном уголке Ставропольского края полюбился молодежи снаряд-чародей.

Первый батут появился в Ставрополе всего три года назад. Это была громоздкая, тяжелая конструкция с узкой и длинной хлопчатобумажной сеткой зеленого цвета. Акробаты прозвали его «крокодилом». Как укрощается «крокодил», никто не знал. Я спрашивал чемпиона СССР 1967 года по батуту Игоря Токаря: «С Чего же ты начал?» Он пожимает плечами: «В том-то и дело, что мы понятия не имели, с чего начинать. Слышали, что появилась программа по батуту, что будут соревнования. Нам хотелось участвовать, и мы начали пробовать на батуте то, что умели на земле».

Современный батут, как утверждают шутники, произошел от детской кроватки — ведь если у нее хорошая сетка, то дети охотнее прыгают на ней, чем лежат. Батут долго был вспомогательным средством подготовки прыгунов в воду и тренажером летчиков. Только в начале 50-х годов он стал наконец самостоятельным спортивным снарядом. Образовалась международная федерация по прыжкам на батуте, и в 1964 году в Лондоне состоялся первый чемпионат мира. В Советском Союзе батут получил права гражданства в 1965 году — он один из видов спортивной акробатики.

В тот год и появились в акробатических залах «крокодилы». Появились-то они повсюду, а чемпион СССР вырос не в Москве, не в Ленинграде, а в Ставрополе. И в этом нет случайности. Игорь сказал: «Мы начали пробовать на батуте то, что умели на земле».

Игорь до того, как стал батутистом, был мастером спорта по прыжкам на дорожке. В акробатических прыжках есть общая школа: техника сальто. Любые, самые сложные вращения — сальто «с винтом» и двойное сальто — имеют как бы общий технический стержень. Этот «стержень» и взяли за основу укрощения «крокодила» Игорь Токарь и его тренер Вячеслав Акиншин.

На чемпионате мира 1967 года в Лондоне советские батутисты были зрителями. Чемпионами мира стали американцы. Они заявили, что их трюки не доступны никому. Например, тройное сальто! Услышав это. Токарь молча подошел к батуту и отлично сделал этот «недоступный» прыжок.

* * *

Сейчас ставропольским акробатам уже не приходится тренироваться на заре. В их полном распоряжении несколько залов, оборудованных всем необходимым. В основном это спортивные залы средних школ. Так, братья Страховы работают на базе школы № 42. Здесь учится в 10-м классе чемпионка СССР 1968 года Наташа Тимофеева. А за одной партой с ней сидит Саша Тимофеев, ее однофамилец и подающий большие надежды мастер. Школьный зал увешан подвесными лонжами и другими приспособлениями. Здесь и батут, и дорожка, и ковер. Между прочим, значительную часть подсобного инвентаря братья Страховы приобрели на собственные деньги.

Михаил Владимирович сказал мне на прощание: «Когда-то я боялся даже подумать, что однажды стукнет 40 лет и с прыжками придется проститься. Мне казалось, что без прыжков я просто не смогу жить. Я и сейчас так думаю, хотя сам уже не прыгаю... Но ведь прыгают мои ученики!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рай без памяти

Фантастический роман. Продолжение. Начало см. №№ 11 — 15.