Горизонты Саши Соколова

опубликовано в номере №1099, март 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дважды мастер

«Отец не учил — дядя не выучит». (Старинная пословица).

Рабочий стол мастера Д. А. Голубятова стоит почти у самого входа в инструментальный цех. Среди токарных, фрезерных и других станков он выглядит чужеродно. На дерматиновом его поле появляется лишь то, что имеет непосредственное отношение к работе.

Участок этот обеспечивает оснастку автоматов по изготовлению метизов. В обиходе он именуется просто участком Голубятова.

Работает здесь преимущественно молодежь. Выпускники производственно-технического училища и ребята, не имеющие производственного навыка. Привлекает сюда их не только стремление освоить завидную профессию инструментальщика. На заводе знают, что не было такого случая, когда Дмитрий Алексеевич бросал на полдороге своего ученика.

Голубятов не производит впечатления уставшего, старого человека, хотя за его плечами тридцать пять лет большого труда. Прошу:

— Вчера получал удостоверение ударника коммунистического труда Виктор Кошелев. Расскажите о нем...

Голубятов говорит:

— Витя у нас потомственный токарь. Основная его черта — настойчивость и понимание ответственности. Вполне может стать отличным мастером. Впрочем, он не исключение. Взять того же Сашу Кащеева. На завод пришел в прошлом году. Специальности никакой. Посоветовались и поставили Сашу к опытному шлифовщику Демидову. И, знаете, получилось. Очень способный оказался паренек. За год сумел на заметное место выйти. По четвертому разряду работает. Нынче поступил в техникум. Чтобы совсем гладко, редко у кого получается. Важно, чтобы человек в себя поверил. А из ошибки, если с умом, пользы можно извлечь куда больше, чем из скороспелого успеха. Материальный стимул? Конечно, он не последнюю роль играет. Обратите внимание на парнишку у того вон станка. 1956 года рождения. На цыпочках вокруг станка ходил, а получил свои первые 65 рублей — преобразился сразу, работником себя осознал. Меня частенько спрашивают: «На кой леший ты, Алексеич, себе голову морочишь? Вот опять сосунков набрал!..» В таких случаях отвечаю, что мне с ними, мальцами или подростками — как угодно их величайте, — веселее работается, легче дышится. Они же наше будущее. Не мои это слова, а мудрость, рожденная многими поколениями. И в ней — соль всех наших удач!

...Теперь мне понятно, почему называют Дмитрия Алексеевича Голубятова дважды мастером.

Кузнецы

« — Вот мы говорим о традициях. Считаю, что лучшая традиция ильичевцев — это наш ударный труд». (Из выступления на собрании).

Подручный кузнеца ловко, словно пирог, выкатывает из печи раскаленную до молочной белизны болванку, подхватывает ее длинными щипцами. И вот она уже под молотом, пышущая жаром, покорная. Теперь она во власти кузнеца. Короткий кивок машинисту — и ударная сила автомата обрушивается на заготовку. Кузнец легко, словно из глины, «лепит» заданную фигуру.

Постепенно металл утрачивает ослепительную белизну, становится оранжево-красным, бордовым и, наконец, совсем темнеет. Зато отчетливо проступает форма детали.

Кронциркулем проверены размеры. Все точно. Подручный откатывает готовое изделие. Новая болванка легла на наковальню. И снова бьет молот. Все повторяется сначала... Две с половиной тонны металла «переворачивает» кузнец за смену.

Раскатистый грохот не прекращается ни на минуту. Человеческая речь почти обеззвучена. Поэтому кузнец, подручный и машинист, составляющие бригаду, должны понимать друг друга с полувзгляда.

Ковать металл, как и варить сталь, в одиночку нельзя. Ничего не получится, будь хоть семи пядей во лбу. Слаженность значит темпы. Тут не обойдешь пословицу: «Куй железо, пока горячо».

...Устойчивый цеховой гул врывается в конторку старшего мастера. Александр Дмитриевич Лощилин не только старший мастер. Он и комсорг цеха. На мой взгляд, сочетание отличное! Для других он молод, сам же считает себя чуть ли не старожилом. В кузнице восемь лет, пришел сюда сразу после окончания техникума. Работать приходилось на разных участках. Был и поммастера, и мастером, и сменным инженером. Кузнечное дело пришлось познавать практически.

Александр Дмитриевич подчеркивает:

— Именно практически. Учебных заведений, готовящих непосредственно кузнецов, у нас до обидного мало.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Синий диван

Иронический рассказ

Айболиты

С директором Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии, доктором ветеринарных наук, академиком ВЛСХНИЛ Яковом Романовичем Коваленко беседует специальный корреспондент «Смены» Анатолий Баранов

Сложная наука: учиться

С ректором Московского автомобильно-дорожного института Леонидом Леонидовичем Афанасьевым беседует специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешаков