Голубые петлицы

Иван Рахилло| опубликовано в номере №257, май 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Погиб теперь отважный капитан...»

Артист под конец разразился таким количеством подготовленных рыданий, что Андрей не выдержал и, обхватив руками голову, упал на стол, плечи его дрожали.

«Исполнил долг ты свой. Прости, герой!...» Девушки всполошились, хозяйка затормозила пластинку.

- Андрей, что с вами?.. Андрей, не волнуйтесь, уже все!

Ольга нежно целовала брата в голову, штейгерская дочка виновато складывала в коробочку иголки.

- Довольно же, не надо так расстраиваться...

Плечи Андрея вздрагивали (сначала от смеха, а потом он повторял это движение нарочно, чтобы попугать девчат). Маленькая блондиночка с истерическим вечным испугом в расширенных глазах не выдержала и всхлипнула. Андрей оторвался от стола и расхохотался во всю пасть.

- Воды, воды дайте с ним истерика!

- Ну и чудаки!... Неужели вы думаете, что такая слюнявая чепуха может повлиять на летчика? Плохого же вы мнения о современных командирах...

- Да, но разве можно смеяться над смертью?

- Над смертью - не скажу, а над такой пластинкой - сколько угодно.

III

Весть о приезде Клинкова уже облетела весь поселок. В клубе Андрея ожидал сюрприз: перед началом спектакля артисты устроили летучее собрание и летчика выбрали в президиум. Он поднялся на сцену, смущенный, но за стол уселся с достоинством.

В прохладный простор сцены из зала струилось тепло; за рампой Андрей видел расплывчатые пятна лиц передних рядов.

Открыл собрание седоголовый актер с редкостным, удивительным румянцем словно бы поджаренных щек. Он говорил совсем не так, как обыкновенно выступают ораторы, а просто, сжато и остроумно.

Из зала хором, рубя слова на слога, прокричали: - Да - ешь Клин - ко - ва!... Андрей подошел к лампе. - Рассказывай, - подстегнули из зала. Им, всю жизнь проводящим под землей, было интересно знать всякую, самую пустяковую мелочь, которая касалась летающих по - птичьи людей. Иногда пролетали над поселком самолеты. Кто эти люди, что сидят в кабине самолета? О чем они думают? Испытывают ли страх? Кружится ли от высоты голова, холодно ли наверху? - все это интересовало шахтеров. И вот перед ними - свой, такой близкий и уже окутанный дымкой какой - то недосягаемости Андрей, комсомолец, летчик. Тут уж не до спектакля... Многие из стариков помни ли Андрея еще босоногим парнишкой. Зал откашлялся и притих, приготовившись слушать.

- В Красную армию берут самых здоровых. Из этих самых здоровых, если их поставить в ряд, примерно, одного из ста отбирают в авиацию. И уже из этих, отобранных, во время учебы тоже отчисляют по непригодности. Попасть в летчики очень трудно. Требуются здоровые сердце, легкие. глаза, слух и, самое главное, нервы. Я не говорю уже о классовом отборе. У нас в школе девяносто три процента курсантов - комсомольцы, половина из них члены партии. Когда нас отобрали, то послали учиться в «терку», или, иначе оказать, в теоретическую школу, где мы проходили военные науки, строевую службу, а также и теорию авиации. Летчику много нужно знать: мотор, типы и полетные качества самолетов, аэронавигацию уметь по приборам определять силу и скорость ветра, высоту, местонахождение самолета, расстояние. Нужно знать метеорологию и типы облаков: перистые, кучевые или дождевые. Летчик обязан легко разбираться в географических картах, уметь стрелять: если на земле человек лежа прицеливается в неподвижную мишень, и то не всегда попадает, то как трудно попасть с самолета, когда он идет со скоростью, в четыре раза превышающей быстроту скорых поездов?

В кабине летчика - порядочное хозяйство: альтиметр, показывающий высоту, указатель скорости, уклономер, указатель поворотов, компас, часы, термометр, картодержатель, тахометр, показывающий скорость вращения винта, манометры: масляный, бензиновый; аэротермометры: масляный и водяной, бензиномеры, показывающие количество бензина в баках. К этому - навигационные приборы: измеритель угла сноса и путевой скорости, ветрочет. циркули, линейки. А ориентировка по земле и разные метеорологические препятствия: снег, ветер. туман? Собственно, если перечисляешь, то выходит действительно много, но вообще наблюдение за приборами входит в привычку и у опытного летчика не требует особенного напряжения: вырабатывается автоматизм. Это и во всякой работе. Лично я целиком еще не овладел этим. Но думаю, в грязь лицом не ударю.

- Держи шахтерскую марку! - патриотически поддержали из зала.

- Авиация делится на тяжелую, истребительную, разведывательную и штурмовую. Разведывательная объясняется уже самим названием: самолеты идут в разведку, в тыл к неприятелю. Летчик - разведчик должен быть выносливым, терпеливым и спокойным: он летает преимущественно на большой высоте, где холодно и где разреженная атмосфера. Истребители защищают страну от неприятельских налетов: они ведут воздушный бой. Летчик - истребитель смел, настойчив, сообразителен, верток, отважен и напорист. Тяжелые бомбардировщики имеют экипаж от шести человек и больше. Это воздушные броненосцы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены