Голубая ваза

А Николаев| опубликовано в номере №984, май 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отлитая форма прозрачна и чиста, как светлый зимний день. Но это еще не ваза; это то, что на профессиональном языке называется «гладье». Предстоит следующий этап работы. По словам художника, предстоит этот светлый зимний день наполнить солнцем. Сделает это мастер-алмазчик.

Он появился в мастерской художника так, что, казалось, эта комната, наполненная подрамниками, листами эскизов и античными слепками, — его рабочее место, где он чувствует себя как дома. Высокий рост и большой кожаный фартук, расширяющийся книзу, делали его фигуру массивной; рукава рубашки, завернутые по локоть, открывали крепкие, мускулистые руки. На взгляд, это был совершенный тип потомственных русских мастеров, для которых профессия составляет гордость и всю их жизнь. И это не случайное впечатление. Станислав Чихачев потомственный алмазчик. Фамилия Чихачевых — ровесница заводу, ей двести лет. Недавно ушел на пенсию отец Станислава — Николай Федорович Чихачев. Ушел, передав мастерство сыновьям, племянникам, а теперь родился и внук Чихачев...

Не берусь передать профессиональный разговор, который происходил между художником и алмазчиком, тем более, что понимали они друг друга с полуслова. Массивное гладье, которое художник разметил гуашью, должно было теперь в руках алмазчика превратиться в то, что называется произведением искусства. Именно он, Станислав Чихачев, должен был наполнить вазу солнцем.

Я вижу его склоненным к вращающемуся кругу с вазой, плотно прижатой крепкими рунами к остро заточенной грани. С мерным шумом абразив врезается в хрусталь и, постепенно углубляясь, оставляет борозду, «алмазную грань». Безучастно смотреть на это невозможно. Кажется, одно неверное движение руки — и все погибло, вся долгая кропотливая работа пойдет прахом. Но тяжелая ваза послушна в руках мастера; движения полны профессионального артистизма. Сейчас все зависит от алмазчика, от его «чувства стекла», от таланта, если хотите. Сделай грань на миллиметр глубже — все пропадет. Положи ее не под тем углом — «не та игра». Старики говорят, вся хитрость в том, «как алмаз пустить», тогда поймаешь солнце...

Поздно вечером в мастерской художника их уже трое: художник, алмазчик и ваза. За окном темно, в комнате полумрак. А ваза на столе принесла в себе свет и все чувства, которые приходят к человеку в зимний солнечный день под чистым небом. Не знаю, о чем думают сейчас художник и мастер, но, глядя на вазу, излучающую голубой свет, я понимаю, почему люди отдают свой талант и мастерство «не камням дорогим, не злату, но стеклу!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены