Гляди в оба

А Харитонов| опубликовано в номере №363-364, июль 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Всякий подозрительный предмет особенно привлекает внимание наблюдателей. Вот что-то блеснуло за пригорком. Разведчик часами будет рассматривать это место. Однажды я был в разведке на одном из участков Северо-западного фронта. Больше трех часов я провел на наблюдательном пункте и ничего не обнаружил. Внезапно у старой ракиты над небольшой речкой как будто что-то блеснуло. Я, что называется, впился глазами в это место. Прошло не менее часа. Я уже был готов подумать, что мне что-то почудилось, когда блеск снова повторился. Что это? Отражение солнечного луча на головке разбитой бутылки? Стекла бинокля? Я насторожился. Прошло четыре часа. Наконец я заметил пробравшегося к раките солдата. Ясно, в этом месте находился вражеский наблюдательный пост. Я сообщил командиру. По дереву открыли артиллерийский огонь. Через два дня мы заняли это место. Под расщепленным деревом лежали трупы трех вражеских солдат.

Наблюдатель должен точно доносить командиру обо всем им замеченном. Как это сделать, чтобы командир или разведчик, который вас сменит на посту, знал, в каком именно месте вы заметили что-то подозрительное?

Для того чтобы точно указать цель, разведчик выбирает какой-либо заметный ориентир - местный предмет - рядом с местом или предметом, обратившим его внимание. Затем он вытягивает руку вперед - на 50 сантиметров от глаза - и поднимает ладонь вверх. Ом держит левый край ладони на одной линии с ориентиром и. закрыв правый глаз, смотрит, сколько пальцев закрывают расстояние ориентира до цели. Допустим, три пальца. Тогда разведчик докладывает командиру сначала ориентир, около которого находится цель, потом, на каком расстоянии цель от ориентира и в какую сторону, а затем уже называет цель и что им там замечено.

Разведчик должен «меть хороший глазомер. Точно определять расстояние на глаз может научиться каждый. Для этого надо только постоянно упражняться. Специальных указаний по этому поводу не существует. Ведь люди имеют различное зрение. Но все же есть некоторые правила, которые следует запомнить.

В ясный день, после дождя, когда воздух особенно прозрачный, все предметы кажутся ближе, чем они находятся на самом деле. В сумерки или пасмурную погоду предметы кажутся дальше.

Если предмет виден не целиком, а только часть его видна, он, кажется дальше.

Предметы кажутся ближе, если солнце светит в глаза разведчику.

Крупные предметы кажутся ближе, чем мелкие предметы.

Предметы кажутся дальше, если они расположены на холмистой местности или если между наблюдателем и предметом находится долина. Значительно ближе кажутся предметы на равной, однообразной поверхности.

Острота зрения у разных людей различна, и каждый разведчик имеет, если так можно сказать, свою «таблицу видимости». Есть и примерная карточка для людей со средним зрением. Что они могут различить в ясный день?

Ветряную мельницу на 11 километров.

Деревни и большие дома на 8 километров.

Домики и перелески на 5 километров. Окна в домах на 4 километра. Трубы на крышах на 3 километра. Отдельные деревья и людей на 2 километра. Километровые столбы на 2 километра. Стволы деревьев в лесу, движение ног пехотинцев на 850 метров. Переплеты в рамах окон, фигуру человека на 500 метров.

Движение рук человека на 400 метров. Цвет и части одежды на 250 метров. Лицо человека на 200 метров. Пуговицы или металлические знаки на 150 метров.

Выражение лица на 100 метров. Глаза на 60 метров.

В эту карточку каждый разведчик может внести поправки для своего зрения.

Для развития острого зрения полезно упражняться с биноклем.

Знать-это наполовину победить!

Сведения всех наблюдательных постов концентрируются у старшего начальника. Он их сопоставляет и делает вывод, каков противник, что он намерен предпринять, какие силы и средства он сможет для этого использовать. Особенно все это важно знать частям, находящимся в обороне.

Это было в прошлом году. Первая московская гвардейская дивизия обороняла город Наро-Фоминск и прилегающие к нему населенные пункты. Во всех направлениях были созданы наблюдательные посты. Они наблюдали за противником круглые сутки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены