Главный свидетель

Ирвин Шоу| опубликовано в номере №1385, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Лестер Барнум, невысокий, добропорядочный на вид семьянин, устало спустился по ступенькам, перешел улицу и, не оглядываясь, повернул за угол. Шел он медленно, как будто дремал на ходу, втянув голову в воротник серого пальто и озабоченно морща лоб над решением какой-то внутренней проблемы. «Год в тюрьме». Он оглянулся, желая еще раз взглянуть на эту серую громадину, но, сам того не замечая, уже повернул за угол, так что тюрьма скрылась из виду. Теперь он был на свободе и бесцельно брел по шумным и пустым улицам, поглядывая без особого интереса на прохожих.

Ему вспомнились заключенные. В кино обитатели тюремных камер были неизменно добрыми, сердечными, безобидными существами, но за год, проведенный за решеткой, он так и не встретил ни одного такого человека. Там были только грубые, доведенные до отчаяния люди, которые подкладывали гвозди ему в постель, подсыпали перец в кофе, а иногда, в моменты крайнего раздражения, били швабрами и помойными ведрами.

Полицейские, районный прокурор, заключенные – все были уверены, что он знал какую-то тайну, очень важную.

Барнум вздохнул. Дойдя до угла, он в нерешительности остановился. Куда повернуть? Он стал бездомным. Впервые за сорок три года ему некуда было пойти, его никто не ждал.

Жена уехала в Сент-Луис с каким-то автомехаником и забрала с собой двух дочерей.

«Я хочу сказать тебе, – говорила она решительно в комнате свиданий три месяца спустя после того, как он оказался в тюрьме, – что все это продолжается уже давно, но сейчас ему необходимо переехать в Сент-Луис, и мне кажется, что тебе уже пора узнать правду».

И она сердито поправила свою модную шляпку, как будто Барнум только что обидел ее. Потом он узнал, что типография, в которой он проработал семнадцать лет, вошла в состав крупной корпорации, и на его месте теперь работает другой человек.

Барнум бессознательно начал насвистывать, вспоминая те годы, когда он жил обычной жизнью: каждый вечер приносил детям комиксы, дремал после ужина, слушал бесконечные жалобы жены. Простая, незаметная жизнь. В той жизни ему никогда не приходилось разговаривать с такими важными лицами, как районный прокурор и детективы, никогда ему в кофе не сыпали перец всякие проходимцы.

Все началось с того, что он вместо Бродвея свернул на авеню Колумба. Год назад он не спеша возвращался с работы домой, с беспокойством вспоминая, как хозяин типографии весь день ходил взад и вперед у него за спиной и бормотал: «Я этого не потерплю! Всему есть предел. Я этого не потерплю!»

Барнум не знал, о чем говорил хозяин, но у него родилось смутное беспокойство. Он возвращался домой, зная, что на ужин будет рыба, и что ему придется сегодня присматривать за детьми, потому что жена собиралась в какой-то женский клуб на занятия по вязанию.

Барнум предчувствовал, что вечер будет не из приятных – скучный и бесцельный, как и множество точно таких же вечеров.

Вот тут-то все и произошло. Высокий черноволосый мужчина обогнал Барнума, он шел быстрым шагом, засунув руки в карманы. Неожиданно из дверей дома выскочил человек в серой шляпе и пальто, догнал темноволосого и похлопал его по плечу.

– Попался, сукин сын! – громко крикнул человек в серой шляпе, а темноволосый бросился бежать.

Человек в серой шляпе выхватил пистолет и крикнул:

– На этот раз ты не уйдешь, Испанец! И выстрелил четыре раза.

Темноволосый тихо опустился на тротуар, а человек в сером пальто сказал:

– Ну как? – и холодными глазами посмотрел на Барнума, который стоял, разинув рот.

– А-а-а! – громко воскликнул человек в сером пальто, скривив в усмешке рот, и исчез.

Барнум так и стоял, открыв рот и глядя на высокого темноволосого человека, лежащего неподвижно на тротуаре, теперь он не казался таким высоким, из него текла кровь. Потом он двинулся, как во сне к мертвецу, глаза которого смотрели прямо на него.

– Эй, эй, мистер! Что случилось?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Для них мы всегда — дети

«Смена» публикует письма о Матерях

Вилла в Лозанне

Повесть. Продолжение. Начало в № 1, 2.