Главный конвейер

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1191, январь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если нельзя проследить весь процесс изготовления автомобиля, то, по крайней мере, думал я, можно пройти конвейеры, где встречаются все его составные части, где они объединяются, чтобы быть отныне единым целым – «Москвичом».

– В нашем объединении – 84 километра конвейеров, – вспомнил я слова Коломникова. – Это говорит о достаточно высоком уровне конвейеризации производства. Автоматизация сварочных. термогальванических, покрасочных работ достигает у нас 94 – 97 процентов – такой показатель трудно найти даже в Европе. В этом нам уступают и ЗИЛ и ВАЗ.

Я понял: восемьдесят четыре километра мне все равно не одолеть. Выход надо искать в другом. Собственно, что такое река? Это текущая вода, миллиарды капель, которые соединились в один поток. Возьми одну каплю, и по ней определишь химический состав всего потока. А если взять всего одну деталь, проследить ее путь и на ее примере от частного вывести общее?

Идея казалась многообещающей. Требовалось выбрать что-то видное...

...В третий прессовый цех АЗЛК стальная лента для бамперов поступает свернутой в рулоны наподобие газетной бумаги. За неблизкий путь с Магнитки ей, видно, приходится всяко. Поэтому в некоторых местах лента чуть трачена коррозией, но, как увидим, это делу не помеха.

Сматываясь с рулона, лента тянется под пневматический пресс, который, неглубоко вздохнув, выкраивает заготовку сразу для двух бамперов. Она бежит по роликам от пресса к профилировочной машине, и вальцы тут же вдавливают в заготовке две продольные ложбинки, что придает изделию подобие катамарана.

Теперь «катамаран» попадает на гибочную машину, и она, ловко и быстро загнув оба его конца, превращает двухкорпусную лодку в два сросшихся грудиной, как сиамские близнецы, бампера.

Следующий станок, аккуратно вырезав соединяющую их узкую полоску жести, даст каждому самостоятельность, и, как знать, с этого момента их пути, возможно, больше никогда и не пересекутся. Хотя... всякое, конечно бывает.

На гидростенде в бамперах пробьют дыры, количество последних определит, где им придется служить: впереди или сзади автомобиля.

А дальше они проследуют в цех металлопокрытий и термообработки; там их отшлифуют, омеднят, отникелируют, покроют хромом.

Я назвал только наглядный результат следующих друг за другом операций. На самом же деле каждая из них делится еще на десяток-полтора промежуточных: травления, промывки, полублестящее никелирование, блестящее никелирование и так далее. И только после этого сверкающая деталь подается в цех сборки № 1.

И пусть дорога других тысяч деталей, которые вскоре объединятся в автомобиль, отличается от пути бампера к главному конвейеру, есть в их движении одно общее – высокая автоматизация их производства. Технику делает техника, человек только руководит ею. направляет ее и лишь иногда выполняет работу своими руками. Причем работу не самую сложную и трудоемкую.

Та высокая степень автоматизации, о которой говорил генеральный директор, при ближайшем рассмотрении кажется еще более убедительной. Выстроенные в разумной последовательности, станки взяли на себя основную часть труда. Они режут, гнут, шлифуют металл, протаскивают заготовки по моечным камерам, травильным и гальваническим ваннам. Большинство из них зовется полуавтоматами, так как подачу детали на обработку и съем уже обработанной производит человек. Поставил деталь

на положенное место, зажал, отжал, снял – вот вся хитрость. Не более десятка движений. Со стороны, кажется, что человек только ассистирует машине при изготовлении детали, саму же работу производит она.

На главном конвейере все выглядит иначе. Сборка – прерогатива человека. Инструменты, всякого рода хитроумные приспособления – только его помощники, позволяющие с наименьшими затратами мускульных усилий добиться наибольшей производительности.

Честно говоря, главный конвейер поначалу несколько разочаровывает. Пока не побываешь на нем, думаешь, что это – грандиозное сооружение, где отдельные детали и узлы, начиная от винтика и гаечки, постепенно соединяясь друг с другом, вырастают в автомобиль. Потому и представляется он многокилометровым, многолюдным, в общем, главным.

На самом же деле на каждой нитке главного в одну смену работает всего 88 человек. Две нитки, две смены – 352 слесаря-сборщика. На всем же заводе только комсомольцев восемь тысяч!

Комсомольская организация завода одной из первых поддержала инициативу молодых ленинградцев и встала на ударную вахту «60-летию Октября – 60 ударных недель!». В дни Октябрьской вахты 56 комсомольцев АЗЛК добились права работать с личным клеймом, 328 комсомольцев завершили личные годовые планы к 1 ноября 1976 года.

Есть на главном, разумеется, винтики и гайки. Но их роль скорее можно назвать подсобной. Они крепят, соединяют уже собранные раньше части автомобиля в большие блоки. Эти блоки прошли через свои поточные линии и конвейеры. Они там успели обрасти нужными деталями, обрели свой законченный вид, были закодированы, и коды эти попали в запоминающее устройство диспетчерского пункта цеха сборки № 1. Это необходимо, чтобы не допустить путаницы. Завод собирает машины с двигателями объемом 1350 и 1500 кубических сантиметров: лимузины, универсалы, фургоны. Необходимо, чтобы в ту точку на главном конвейере, где этим блокам предстоит соединиться в одно целое, пришли родственные части, гибрид тут невозможен. Кузов машины приходит сюда практически готовым: с фарами, подфарниками, проводкой, отопителем, внутренней обивкой, дверями, сиденьями, зеркалами, ковриками, стеклами. Пока он будет плыть на первом отделении главного, ему поставят бензобак, бензопровод, грязезащитные щитки, пустят по бокам декоративные линейки. В конце отделения кузов «сядет» на блок двигатель-шасси, который был собран раньше на другом конвейере и прибыл в заданную точку согласно коду.

Автомобилю – теперь он уже выглядит готовой машиной – прокачают тормоза, поставят радиатор, аккумулятор, подсоединят все системы, наденут колеса, и, пройдя «контрольный пост по низу», новый «Москвич» в первый раз в жизни станет на собственные ноги. Впереди него сейчас маячат еще четыре спины его собратьев, которые через каждые минуту и сорок пять секунд бодро выкатываются в свою нелегкую жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лицо, прекрасное, как мир

Беседуют солист Большого театра А. Огнивцев и маршал Советского Союза И.Баграмян