Гидрошахта

Владимир Франюк| опубликовано в номере №1240, январь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Планируя результативность комсомольско-молодежной бригады, специалисты упустили из вида одно немаловажное обстоятельство. Выделенные ей для разработки пласты находились гораздо ниже уровня, где на шахте добывался уголь, и образовывали так называемый второй горизонт. До тех пор нарезки штреков, к примеру, в бригаде Смирнова велись без укрепления свода. Округлый контур способствовал удержанию кровли, и шахтеры заботились только о сохранении высоких темпов выработки. Люди же с десятого участка первыми на «Юбилейной» ощутили действие усиленного горного давления. Но, разумеется, главная беда заключалась в нехватке опыта гидродобычи на глубоко залегающих пластах. Уголь здесь не рубят, а «моют». Хотя, кроме мониторов, есть и оснащенные отбойными органами комбайны и комплексы с механизированной щитовой крепью, вода тут всему хозяйка.

Правда, Мусохранову, с учетом трудных условий, разрешили набрать вдвое больше народа, чем было у Смирнова. И кое-кто рассчитывал, что энтузиазм доброй сотни здоровых парней способен преодолеть все на свете.

Парни действительно многое преодолевали. Но перед ними стояла слишком высокая цель, в общем, недостижимая для великого множества похожих бригад: за год добыть миллион тонн угля! Сразу одним, как говорится, махом, сравняться со знаменитостями!

Сбывались предсказания ветеранов. Заработок у «пенкоснимателей» снизился до тарифной ставки. Что ни день ведь, то простои. А гидрошахта, она такая: не заладилось где с комбайном или монитором – вода к ним перекрывается, важно сохранить ее напор для остальных агрегатов.

На традиционной шахте беспрерывно занимаются откачкой воды, в борьбе с затоплением ухлопываются немалые средства, а «Юбилейная» использует фунтовую воду как почти дармовую энергию. Почти, потому что эту воду замкнутым кругом гоняют насосы. И не только гоняют, но и подают к агрегатам под давлением. Зато от мониторов, комбайнов она, превращаясь в пульпу, самотеком наклонными выработками несет размельченный уголь...

Клокочущая темными петляющими уклонами, пульпа способна так воодушевлять, что не хочется останавливать добычу для закрепления кровли.

Вот где начиналась морока. По инструкции нужно через два метра бурить в своде глубокие отверстия-шпуры, забивать туда длинные стальные стержни-анкеры, а к ним привинчивать половинки распиленных вдоль бревен – однорезки. Еще свод крепится металлической панцирной сеткой. Тоже отнимает не меньше времени...

Ну и находились бесшабашные головы – лезли вперед без остановки по десять метров.

А Толик Никифоров, принятый в бригаду машинистом после окончания горного техникума, не закрепляя кровлю, прошел однажды двадцать два метра.

Пока кабель дистанционного управления позволял машинисту находиться под крепью, помощник, опытный шахтер Василий Борисович Зезиков, беспокоился о комбайне.

– Не дури, Толька! – кричал он в шуме Никифорову. – Засадим маши ну – месяц!..

С надетым на грудь кнопочным пультом, прозванным шахтерами «баяном», Толя, не отрываясь, смотрел в забой, ногой пробовал натяжку электрокабеля и водяного шланга. Зезиков вытягивал их из пульпы, подтаскивал, чтобы комбайн продвинулся еще вперед.

Молодой машинист явно наслаждался собственной работой. Пальцы давно онемели на кнопках от напряжения, в водяной пыли плохо различались ниша забоя, ходящий по ней вкруговую отбойный орган – шарошка.

– Не дури, Толька!..

– Слабину, Борисыч!

Когда Никифоров вслед за комбайном вышел из-под укрытия, это уже граничило с самоубийством. Опытный помощник решительно нажал на «баяне» кнопку выключателя.

– Выводи комбайн, крепиться надо!

– Ехать надо, а не время тратить! Я машинист и отвечаю!

– В прошлом году так же завалили комбайн, месяц откапывали... Вспомните еще, что при царе-горохе было!

– Тихо!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены