Герои Чехова на экране

И Павлов| опубликовано в номере №651, июль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Экранизация литературного произведения всегда связана с большими трудностями. Фильм должен донести до зрителя существо писательского замысла и одновременно быть самостоятельным произведением киноискусства.

Особую трудность представляет киноинсценировка произведений Антона Павловича Чехова. Выдающийся мастер театра К. С. Станиславский, объясняя, почему трудно ставить пьесы Чехова, писал:

«...ли пишет сжато и просто, как Пушкин, поэтично и нежно, как Тургенев, строго и правдиво, как Лев Толстой - и все-таки пишет, как Чехов».

Как Чехов... Вот это неповторимое чеховское настроение должны понять, прочувствовать и перевести на специфический язык/ киноискусства создатели фильма. Только тогда ни с чем несравнимое волнение, пронизывающее все произведения Чехова, передастся зрителю, поможет ему окунуться в атмосферу чеховского рассказа, за несколькими страничками которого стоит широкое полотно человеческой жизни.

Нужно обладать большим художественным чутьем и безупречным вкусом, чтобы правильно перенести на экран чеховский пейзаж и чеховских героев во всем их удивительном своеобразии.

Советская кинематография создала ряд кинофильмов по произведениям Чехова.

Еще в 1929 году режиссер Я. Протазанов поставил кинокомедию «Чины и люди», являющуюся инсценировкой рассказов «Анна на шее», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Надолго запомнился нашим кинозрителям в этом фильме народный артист СССР И. М. Москвин, мастерски вылепивший образ подхалима - полицейского надзирателя Очумелова.

В 1937 году киностудия «Белгоскино» инсценировала рассказ «Налим» (режиссер - С. Сплошное). Вскоре в той же студии режиссер И. Анненский поставил кинофильм «Медведь», который и до сих пор не сходит с экрана. Успеху этой киноинсценировки в значительной мере способствовало мастерство таких исполнителей, как О. Андровская и М. Жаров.

В 1938 году киностудия «Советская Беларусь» экранизировала рассказ «Маска». Режиссеру С. Сплошнову, создававшему эту кинокартину, особенно ярко удалось поставить один из заключительных эпизодов фильма, в котором директор банка Жестяное, казначей Белебухин и другие «деятели» с угодливыми улыбочками, подобострастно подсаживают в экипаж пьяного миллионера Пятигорова. Преклонение перед золотым мешком заставило их в одно мгновенье забыть об издевательствах, которым только что их подвергал распоясавшийся фабрикант.

В 1939 году в киностудии «Ленфильм» режиссер Я. Фрид создал по мотивам двух чеховских рассказов - «Хирургия» и «Сельские эскулапы» - интересный кинофильм «Хирургия». В этой картине снимались И. Москвин (дьячок Вонмигласов), И. Ильинский (фельдшер Курятин) и Е. Корчагина-Александровская (больная Марья Заплаксина.

В 1944 году вышел на экраны фильм «Юбилей», поставленный режиссером Г. Левкоевым по одноименному рассказу Чехова. В этом фильме участвовали артисты Московского Художественного академического театра А. Зуева, О. Андровская, В. Станицын и В. Топорков, создавшие незабываемые образы чеховских персонажей.

Режиссер Н. Анненский неоднократно и плодотворно работал над инсценировкой богатейшего чеховского литературного наследия. Из работ режиссера особо должен быть выделен фильм «Человек в футляре» с Н. Хмелевым в роли учителя греческого языка Беликова. В этом фильме Н. Хмелев с большим мастерством обнажил страшную внутреннюю пустоту внешне благопристойного чинуши, из которого страх вытравил все мысли и чувства. У зрителей надолго осталась в памяти фигура Беликова, бредущего в солнечный день по улице в огромных ботах, с зонтиком в руке. Эта фигура отбрасывала мрачную, зловещую тень на все живое.

Несколько позже И. Анненский поставил в той же киностудии «Советская Беларусь» чеховскую сцену «Свадьба», едко высмеивающую уродливые мещанские нравы.

В нынешнем году И. Анненский снова обратился к творчеству Антона Павловича Чехова, поставив полнометражный цветной художественный фильм по рассказу «Анна на шее» (Московская киностудия имени М. Горького).

Кроме «Анны на шее», в 1954 году на экраны выпущено еще несколько чеховских фильмов. Режиссер К. Юдин инсценировал рассказ «Беззаконие». Режиссер А. Золотницкии поставил цветной стереоскопический фильм «Налим» по мотивам рассказов А. Чехова «Налим», «Рыбье дело» и «Из записок вспыльчивого человека».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены