Георгий Ряжский

Л Варшавский| опубликовано в номере №262, октябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

В истории советского портрета Ряжскому будет, несомненно, отведено почетное место как проницательному мастеру социального типажа.

Среди советских мастеров едва ли много найдется мастеров, которые так упорно и настойчиво работают над образом, как Ряжский. Большим композиционным вещам художник уделяет мало внимания. И даже его сложные, большие жанровые произведения, как «Колхозница - бригадир» или «Политбеседа», являются, по существу, групповым портретом. Но сопоставьте скупые по композиции и сложные по своей психологической проникновенности, острой характеристике «многолюдные» портреты Ряжского с большими бытовыми полотнами других мастеров - и вы увидите, что преимущество окажется на стороне портретиста Ряжского. Достаточно вникнуть уже в самую «портретную тематику» Ряжского, чтобы понять те цели и задачи, какие ставит перед собой художник.

Задача эта - показать образ нового человека и в особенности новой советской женщины, принимающей активное участие в советском строительстве. Вот перечень значительных портретов, созданных художником за последние годы: «Рабфаковка», «Печатница», «Физкультурники», «Делегатка», «Вузовка», «Председательница» (1925 - 1928 гг.); «Чувашка - учительница», «Нацменка», «Лыжница» (1932 - 1933 гг.). Каждый из этих портретов показывает внутренний мир человека со всеми его переживаниями и устремлениями. В портретах Ряжского отсутствуют те равнодушные, академические, формально - стилистические приемы, которые фиксируют поверхностно, с холодком фотообъектива лишь внешний облик человека.

Было бы совершенно односторонне судить о Ряжском как о художнике, целью которого является дать лишь яркий образ без заботы о цвете. Мастер реалистической живописи Ряжский много работает над формой, цветом, «живописным языком», художественным выражением.

У Ряжского своя форма, свой стиль, которые отличают его от других мастеров. Это - грубость, шероховатость мазков, которыми художник не столько пишет, сколько «лепит» портрет, выявляя объемную выразительность в каждой мышце, в каждой черте лица. «Скульптурность» живописной формы при внутреннем идейном содержании образа придает ту законченность и цельность портретам художника, которые ставят Ряжского в первые ряды советских живописцев.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Художники Франции XIX века

Музей новой западной живописи

Поиски большого дыхания

Орденоносный инфизкульт