Гениальный русский сатирик

Я Заславский| опубликовано в номере №316, апрель 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы выросли и развились в простой рабочей семье, куда мало пока проникает просвещение, но где ждут его и часто ищут, где на первом плане стоит нужда и горе и часто нет возможности от расстройства и усталости ни думать, ни читать. Но при любви к развитию, при желании узнать и понять окружающую жизнь есть из нас, рабочих, люди, которые находят время для духовного развития... Так через чтение мы узнали и полюбили сочинения... Михаила Евграфовича за его душевные и смелые рассказы, которые проникнуты правдой и любовью к слабому, беззащитному человеку...»

Просто и безыскусственно излагают свои мысли, навеянные произведениями Щедрина, русские рабочие, те читатели - друзья, о которых мечтал писатель.

Но был в эти годы еще один замечательный читатель - друг Щедрина. В 1888 году Владимиру Ильичу Ленину 18 лет. Он входит в марксистский кружок Федосеева, начинает изучать «Капитал» Маркса. Щедрин - его любимый писатель. В первых литературных произведениях Ленина, в «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал - демократов?», в «Экономическом содержании народничества...» содержатся сатирические образы и характеристики Щедрина.

В сжатых фразах, насыщенных глубоким содержанием, Ленин набрасывает литературный портрет Щедрина, определяет его положение в русской литературе, его значение для борьбы рабочего класса за социализм:

«... Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости» (Собр. соч., т. XVI, стр. 133).

«Еще Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника - помещика его хищные интересы...» (т. XII, стр. 9).

«Хорошо бы вообще от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в «Правде» Щедрина и других писателей «старой» народнической демократии» (т. XXIX, стр. 75).

Ленин призывал тем самым большевистскую публицистику изучать Щедрина как сатирика, произведения которого сохраняют всю свою жизненную силу и для нашего времени. Ленин показал классический пример цитирования и истолковывания Щедрина. Сатирическими художественными образами богато насыщены труды Ленина. Он высмеивает противников, применяя к ним меткие характеристики Щедрина.

Он разоблачил Троцкого как лицемера, ханжу, двурушника, заклеймив кличкой Иудушки этого предателя, обербандита, главу фашистского шпионажа.

Использование Лениным сатирических образов Щедрина свидетельствует о художественной глубине щедринской сатиры. Она преследует основные черты классового общества. Бесконечная галерея Деруновых, Колупаевых и Разуваевых, Угрюм - Бурчеевых и Пересвет - Залихватских, Балалайкиных и Подхалимовых, карасей - идеалистов и премудрых пескарей характерна для всякого общества, основанного на эксплуатации.

Маркс изучал по очеркам Щедрина «Убежище Монрепо» экономику, быт, общественные отношения России 70 - х годов. Огромную познавательную ценность имеют произведения Щедрина для советской молодежи, которая родилась и выросла после свержения капитализма в России. По Щедрину можно изучать крепостничество и историю развития капитализма. Эпоха встает перед читателем в живых образах. Значение Щедрина как писателя - сатирика выражается в том, что он разоблачает старый мир угнетения и эксплуатации, мир хищничества и дикого произвола. Он показывает, как общество, построенное на наживе и грабеже, уродует, коверкает личность человека, развращает его, порождает гнусные пороки и подлых людей.

Щедрин не просто показывает этот старый мир. Он учит ненавидеть его, бороться против него. Читателю передается страстная ненависть автора. Сатирический смех заражает презрением к моральному ничтожеству тех классов и людей, которые в течение веков держали в своих руках власть над народом, мучили, тиранили его.

В нашей стране этот мир уничтожен. Но он существует за рубежами социалистического государства как его капиталистическое окружение. «Ретивый начальник» из «сказки» Щедрина не умер. Он властвует в фашистской Германии. Он продолжает смешить своими резолюциями о закрытии Америки. Щедринский сатирический образ ярко сверкнул в исторической речи товарища Сталина на Чрезвычайном VIII всесоюзном съезде советов. Разбойничья политика фашизма, предательская политика западноевропейских «демократий» - они превосходно укладываются в формулы Щедрина, в его сатирические типы и образы. «История одного города» - это современная летопись «подвигов» фашистских правителей.

Капитализм уничтожен в нашей стране, но пережитки капитализма еще живут в сознании людей. А это значит, что сатира Щедрина не потеряла своей боевой роли и в нашей стране. В арсенале борьбы со всеми пережитками, мешающими советскому народу в его движении к коммунизму, злой, уничтожающий, разоблачающий смех занимает почетное место.

В замечательном докладе на XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин высмеял тех странных людей, которые к новой, советской, народной социалистической интеллигенции подходят со старой теорией об интеллигенции буржуазной:

«Эти люди, оказывается, утверждают, что рабочие и крестьяне, недавно еще работавшие по - стахановски на заводах и в колхозах, а потом направленные в вузы для получения образования, перестают быть тем самым настоящими людьми, становятся людьми второго сорта. Выходит, что образование - вредная и опасная штука. (Смех.)»

Речи и статьи товарища Сталина изобилуют примерами таких явлений и таких типов в советской жизни, которые требуют общественного осмеяния. В докладе на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 - 5 марта 1937 года товарищ Сталин говорил о хвастунах: «Вы не можете отрицать, что за последнее время хвастунов у нас развелось видимо - невидимо. Неудивительно, что в этой обстановке больших и серьезных успехов в области социалистического строительства создаются настроения бахвальства, настроения парадных манифестаций наших успехов, создаются настроения недооценки сил наших врагов, настроения переоценки своих сил и, как следствие всего этого, - появляется политическая слепота».

Если у нас существуют хвастуны, - это значит, что не умер окончательно щедринский Балалайкин. Он еще живет среди нас и трещит, хвастается, пустословит. Он изменил имя, одежду. Он остался, однако, Балалайкиным, несравненно более опасным, чем раньше. Надо добивать его жгучим презрением, убийственной насмешкой.

У нас есть еще болтуны, люди - шляпы, есть помпадуры, не терпящие самокритики, есть карьеристы, клеветники, лодыри, рвачи... Борьба с пережитками капитализма в сознании людей не легка. Пережитки обладают способностью маскироваться. Они не всегда уловимы. С тем большей непримиримостью должна идти работа по коммунистическому воспитанию трудящихся. Великий русский писатель - сатирик Щедрин остается нашим спутником и в этой борьбе за полную победу коммунизма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены