Где они – горы золотые

Н Потапов| опубликовано в номере №86, сентябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

О чем пелись песни

Еще исстари деревня славилась обилием всяких праздников. Кроме «двунадесятых», рождества и пасхи были престольные дни, масленица и праздники всех святых, ведавших сельскохозяйственными делами.

Весной, когда скот в первый раз выгоняли в поле, служились молебны святому Власию - скотоводу. Летом приходилось кланяться Илье - пророку.

Осенью, когда на гумне еще молотили рожь, приходил Фролов день. Парни садились верхом на лошадей и скакали к церкви, где начиналось кропление этих животных «святой» водой и устраивалось молебствие лошадиному святому - Фролу.

Заботы о хлебе, об урожае заставляли крестьянина идти в церковь, к попу, заказывать молебны.

В церковные и престольные праздники на сельских улицах вырастали карусели, палатки торговцев всякой всячиной, бойко работали казенки, а попы с дьяконами и дьячками ходили по домам, пели, усердно кропили и махали паникадилом, закусывали и выпивали.

Однако, святые, паникадила и молебны не спасали от голодовки. В песнях мечтали о «золотых горах», о «реках, полных вина», а на деле к весне приходилось подтягивать животы и «последнюю скотинку за бесценок отдавать».

Кулак не спал и про себя соображал:

«Будет хлеба ль недород,

Надо иль не надо -

Взять на этот новый год

Два иль три подряда».

Дальше шло по Некрасову про кулака:

Скупит хлеб, а в черный год

Втрое с нищего сдерет.

Люди мечтали об урожае, несли последние полушки за молебны, а хлеба все - таки не было. Налоги, засуха, головня или саранча сводили на - нет человеческие старания и труды.

По - иному начинает жить деревня. Захотелось новых праздников, новых песен, новой, хорошей жизни. «Святой» водой и ладаном засуху не победишь, от молебствия сыт не будешь.

Первых агрономов, правда, встретили недоверчиво, да и было - то их по губернии «раз, два, три - и обчелся».

Революция все перевернула, переиначила. По - серьезному заговорили о плугах, тракторах, многополье, удобрении земли и посеве новых культур.

Мы объявили великий поход против трехполки, против первобытной сохи и злосчастной старины - матушки. И выступили в поход комсомольцы, передовые крестьяне, деревенская молодежь. На знаменах они написали: «За урожай, за культурную деревню, за кооперацию!» За словами пришли и живые дела.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Один из первых

22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн