Фридрих Вольф

С Т-Ов| опубликовано в номере №193, июнь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сейчас в Москве гостит Фридрих Вольф, врач и драматург. Этот человек, совмещающий в себе две «интеллигентские» профессии, не обычный либеральный турист, вроде тех, которых посылает к нам время от времени «просвещенный» Запад. Фридрих Вольф - революционный боец, которому хорошо знакомы все прелести капиталистического строя - до тюрьмы включительно. Через несколько месяцев он должен предстать перед берлинским судом по обвинению в нарушении ханжеского параграфа 218, воспрещающего производство абортов.

От имени десятков тысяч своих читателей «Смена» шлет тов. Фридриху Вольфу боевой комсомольский привет!

Фридрих Вольф одна из тех фигур сегодняшней Германии, которых должна знать Советская страна.

В берлинском предместья недавно в театре Пискатора шла премьерой его пьеса «Таян, пробудись!»

Автор «Таян», Фр. Вольф, - человек, до сих пор неуверенный, что он больше - врач или писатель. Впрочем, в основной его вещи, прозвучавшей как хороший баррикадный бой не только в Германии, но и за ее пределами - «Цианкали», эти два ремесла оказались слиты в единый неразрывный публицистический удар.

Не думаю, чтобы в кодексах всех республик и империй мира оказалось много параграфов такой печальной известности, как § 218. По подлой популярности с этим параграфом сегодня на земном шаре могут соперничать разве что веревки, которыми в Америке вяжут линчуемых негров, да секиры китайских генеральских палачей, рубящих головы коммунистам на улицах.

Этот параграф воспрещает производство абортов. Он преследует врачей не только за совершение абортов, но и за выдачу такого удостоверения, по которому аборт признается категорически нужным и единственно спасающим жизнь женщины.

Если бы в Германии еще сохранился суд над ведьмами, он вряд ли вызвал бы против себя большую бурю гнева и омерзения чем § 218.

У § 218 есть не менее гнусный братец, § 184, которым воспрещается всякая, даже врачебная пропаганда противозачаточных средств. В германских кодексах нет параграфов, запрещающих существование специальных магазинов сексуальной литературы, у витрин которых перед порнографическими обложками стынут побледневшие изможденные подростки. В германских кодексах нет статей, борющихся с притонами и варьете, где под видом театральных представлений идет торг женским телом.

Коммунистическая школа в Штутгарте пригласила меня прочитать доклад о колхозах. По городу маршировали фашисты. Комсомольцы, показывавшие мне город, боялись, что полиция в последний момент, сорвет доклад.

Я жил в квартире д-ра Вольфа и поражался совершенно бешеной энергией этого человека. Живой и веселый, похожий на мальчишку, несмотря на свои сорок лет, Вольф свой врачебный день расписывает за несколько недель вперед. Главный массой идут к нему рабочие.

Вольф показывал мне только что прошедший в Париже и запрещенный в Риме и Лондоне свей радиомонтаж «СОС» (о «Красине» и Нобиле) и другой - «Рокфеллер завоевывает мир». Он говорил об очередном курсе лекций в школе. О постановке на штутгартской сцене его пьесы «Матросы из Катарро», лучшей, по его мнению, и написанной по материалам офицера, подавлявшего матросский бунт.

Глядя на Вольфа, мне вспоминается Чехов - тоже врач и писатель в одно время. Но какая разница: как силен в этом беспокойном человеке - партиец, боец политических трибун, массовик!

Первое произведение его было против войны и называлось «Это ты».

Война кончилась, пришло время кипения революционных сил. Рурский округ, бои в Ремшейде. Врач Вольф вел красные сотни против капповских белогвардейцев. Его взяли в плен, посадили в подвал, на утро грозил расстрел. Но он с товарищами ночью ухитрился выбиться из подвала, раздобыть оружие и пробиться к своим.

С группой инвалидов войны Вольф на отведенном государством клочке земли пытался создать нечто вроде артели. Он корчевал лес, был торфяником в болотах. Раненые обработали землю, построили себе дома. Тогда государство отобрало поселок обратно. Колонисты сожгли все, что они выстроили, и сели в тюрьму. Вольф с ними.

Этот эпизод воплощен в литературном произведении «Колонна Хунт».

Через три дня после моего отъезда из Штутгарта Вольф был арестован «за производство абортов и содействие им».

Одновременно с Вольфом была арестована и женщина-врач Кинле. Аресты были произведены по доносу врачей социал-демократов, которые утверждали, будто бы Вольф и Кинле занимаются абортами с целью обогащения. В действительности же эти доносчики выполняли классовый заказ тех, кому служит социал-демократия: попов, собственников, буржуазных чиновников. Заказ на ликвидацию коммуниста Вольфа, разъяснительная деятельность которого становилась опасной поповским глупостям.

Арест Вольфа совпал с тем временем, когда римский папа издал свою энциклику - злобное и подлое циркулярное письмо, начинающееся словами «Касти конубии», что значит по-латыни «во имя чистоты брака». Папа обрушивался на право женщины самой распоряжаться своим деторождением, на право работницы делать себе аборт и предохранять себя от беременности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены